Paul Robeson — Songs of Free Men (1942-1947 / 1997)

В середине 30-х годов певец исконных песен черной Америки Поль Робсон побывал в СССР и навсегда влюбился в эту страну.

В 1943 году, не дожидаясь открытия второго фронта, Робсон решил своими силами поддержать советских бойцов и выпустил альбом с красноречивыми обложкой и названием Songs of Free Men. Его основу составил едва сформировавшийся к тому времени красный канон: Иван Дзержинский (опера «Тихий Дон»), Исаак Дунаевский («Широка страна моя родная…»), лихая и великая «Полюшко-поле».

Song of the Plains

На вторых ролях в альбоме выступает прочий интернационал: казненный профсоюзный герой Америки Джо Хилл, проклятья в адрес генерала Франко, немецкая концлагерная. Всё спето на двух языках, и не перестаешь удивляться, когда привычное «Я другой такой страны не знаю…» подхватывает «Everywhere throughout our mighty union…».

Наверное, для взгляда, обращенного из США в раздираемую идеологическими конфликтами Евразию, именно эти песни могли показаться местным аналогом спиричуэлов.

Тяжеловесный, почти оперный бас Робсона, аккомпанирует которому лишь аскетичное пианино, будто создан поднимать ото сна и настраивать на борьбу огромные страны. С прозорливостью советских цензоров, после войны это почувствовали маккартисты, начавшие было травить певца, но так и не сумевшие доказать его причастность к компартии. Кстати, в начале пятидесятых и «страна, где народ сам себе командир» официально признала Робсона, наградив его сталинской премией мира и выпустив большими тиражами его спиричуэлы на шеллаках, а позднее, в 80-х, на альбомах «Мелодии».

Но, мне кажется, гораздо важнее тиражности пластинок и официального признания — вот этот факт из статьи о Поле Робсоне из вики:

“В Абхазии, по дороге на озеро Рица, лежит огромный валун под названием «Камень Поля Робсона». По свидетельству местных жителей, певец выступал на этом камне, после чего последний получил его имя.”

Ребята, 100 тысяч абхазов не могут ошибаться.

P.S. Вот переиздание первого диска Робсона — Songs of Free Men, вышедшего в 1943 году. В качестве бонусов на диск включены исполненные Робсоном вещи Мусоргского, Гречанинова и Гершвина из альбомов конца сороковых.

Author