Universal Panzies — Transcendental Floss (1998)

Наш специалист по тёмным личностям Mit_Kater — о Кристофе Ф., продолжателе традиций краутрока, друге Джулиана Коупа и по совместительству трансвестите.

krautrock / experimental

Про лидера Universal Panzies, Кристофа Ф., гуру ньюкаслского андеграунда, информации в сети очень мало. Но и этого хватит, чтобы понять, что про него вполне можно писать книгу. Например:

  • он играет музыку вот уже лет тридцать, при этом никогда не покидал родного северо-востока Англии, но мечтает сыграть концерт в Китае;
  • он трансвестит (и не стесняется демонстрировать это на обложках своих альбомов);
  • в числе своих любимых групп называет Animals, Venom, The Cosmic Jokers и андеграундный пост-панк Crawling Chaos;
  • записывает музыку только в дни языческих праздников;
  • большинство своих записей выпускает очень ограниченными тиражами для внутреннего употребления (всего альбомов у него — не меньше пятнадцати, Discogs знает про три из них, Soulseek — про два);
  • про его согруппников и коллабораторов известно еще меньше, но достаточно услышать их имена, чтобы понять, что про них книги тоже можно писать (например, одного из них зовут Холи МакГрейл).

Про группу Universal Panzies известно и того меньше. Кристоф Ф. играет на гитаре и поёт, барабанщика зовут Фрайд, остальные участники надолго в группе не задерживаются. Собрались они в середине 90-х, оба на тот момент были уже опытными музыкантами. Репетировали в каморке этажом выше цветочного магазина. Магазин торговал анютиными глазками (по-английски — pansies), отсюда и название. «Pansy» вдобавок означает «женоподобный» — намек на трансвеститские наколонности Кристофа; букву s заменили на z, чтобы стало похоже еще и на слово «panzer».

Krautrock Lovesong

Альбом «Transcendental Floss» записан вживую в студии в 1998. Первый трек с него называется «Krautrocklovesong / Hallowedundgallowed». Начинается он так, как если бы Mogwai пытались сыграть «Teen Age Riot» — то есть светло, расслабленно, лениво и построково. От песни с таким названием ждешь совсем другого звучания. Но как только терпение слушателя начинает подходить к концу, ударные как-то незаметно перестраиваются с сонного постукивания на моторик (да еще какой!), гитара уходит в технически вроде бы несложное, но ужасно впечатляющее десятиминутное соло, басист вспоминает заветы Яки Либецайта и начинает долбить по одной ноте, клавишные заводят до идиотизма жизнерадостную мелодию в духе La Dusseldorf, — и это работает не хуже, чем та же «Halleluwah» группы Can или то же «Hallogallo» группы Neu!.

Потому что, в отличие от большинства современных (в широком смысле) краутрокеров, UP не ставили превыше всего угар и содомию и сдерживали свой напор — от чего он становился только более впечатляющим. Кристоф: «Я хотел совместить в своей музыке тоталитаризм и импровизационную анархию. Понадобились годы, чтобы найти музыкантов, которые смогли бы совмещать эти две противоположности, зато теперь мы можем играть один трек целую вечность — и играем».

Еще одно отличие Universal Panzies от среднеарифметического неокраута состоит в том, что они не забывают и о необходимости удивлять слушателя и как-нибудь, не побоюсь этого слова, экспериментировать: на следующих трех треках на благодатную почву краута последовательно прививаются фанк, даб, пост-панк и ирландский фолк.

«Transcendental Floss» — это концептуальный альбом. Посвящен он — и это, наверное, самое странное и удивительное — тому, что Кристофа Ф. бросила девушка. Концепт выдержан и в музыке (хотя разгадать его, если не знать заранее, наверное, невозможно), и в текстах: в начале — безмятежность счастливой любви, затем — все пять ступеней модели Кёблера-Росса, от отрицания до признания, и, наконец, хэппи-энд в единении с природой.

Эффект от музыки Universal Panzies обратен эффекту от большинства записанных в подобных обстоятельствах альбомов. После «Over» Питера Хэммилла начинаешь задумываться о самоубийстве, после «Blemish» Дэвида Сильвиана хочется, как минимум, напиться, а после десяти минут «Transcendental Floss» чувствуешь себя живым и готовым свернуть горы (если это не так, значит, вы слушаете альбом недостаточно громко).

При этом Universal Panzies очень искренни, до самозабвения. Если уж их музыка так сильно действует на слушателей, то и на самих музыкантов она не могла не действовать — возможно, в этом и ответ на вопрос, почему альбом, посвященный разрыву с девушкой, звучит так залихватски.

Что с Кристофом сейчас, сказать сложно. Единственное место в сети, в котором его регулярно вспоминают — это сайт Джулиана Коупа и его лейбла Head Heritage, но и там новостей уже давно не было. Еще у UP есть майспейс-страничка , которая не обновлялась, кажется, ни разу; спасибо и на том, что там выложена редкая неальбомная песня. Последний альбом с его участием — по крайней мере, из тех, о которых информация просочилась в сеть — это совместный с проектом Джулиана Коупа Black Sheep диск «Heathen Fronrtiers in Sound» 2009 года выпуска, там записаны грязные и шумные блюзы с названиями вроде «Brother Motherfucker». Этот альбом тоже лучше не пропускать, — найденная на просторах блогспота ссылка прилагается.

Universal Panzies — Transcendental Floss (1998)
Christophe F. / Black Sheep — Heathen Frontiers In Sound (2009)

  • Christophe.F.

    Thankyou very much for such a kind and amusing review. Myself and Fried found it very uplifting.
    Rock On! HLVS Christophe.F. xxx