Smoke — Another Reason to Fast (1995)

alternative rock / blues rock

Стоит мне только выпить немного лишнего, я начинаю ставить друзьям группу Smoke, которую когда-то выкладывали в старом XO, и нецензурно выражать свой восторг. Настоящий подарок для метущейся души — меланхоличная рок-музыка с виолончелью, банджо и — самое главное — трубой (если точнее, корнетом, но какая нам нетрезвым разница?).

Shadow Box

 

После смерти кого-то из участников подпольная группа The Opal Foxx Quartet переименовалась в Smoke — в честь нового псевдонима своего лидера: Бенджамин Смоук. Раньше Бенджамин Смоук, урождённый Роберт Дикерсон, был драг-квин под именем Miss Opal Foxx, кумиром подполья Атланты, а ещё раньше — уборщиком в легендарном нью-йоркском клубе CBGB.

Коллектив под названием Smoke, которому суждено было увековечить Бенджамина и его коллег, был создан в 1992 году — как раз тогда одна скромная группа из соседнего города выпустила самый свой популярный альбом — «Automatic for the People». Это вообще были золотые дни американского альтернативного рока: одна за другой группы выстреливали в мейнстрим, чтобы потом стать ещё более мейнстримовым явлением, чем то, что гоняли по телевизору чуть раньше. Курт Кобейн писал свои лучшие песни — чтобы оказаться в плеерах у всех (включая самых послушных) подростков ближайших двадцати лет.

Smoke же, вопреки этой тенденции, остались за бортом большой сцены — вместе с тысячами, очевидно, менее одарённых коллег. Все данные для всемирной популярности у Бенджамина и Ко были — и эта запрятанность в подпольные дебри выглядит намеренной. Особенно если вспомнить, насколько востребованным оказался ближайший аналог звучания Smoke — группа Morphine. Ближайший аналог Бенджамина-вокалиста — Том Уэйтс — в те же годы закрепился в качестве значительного культурного явления, снимаясь, например, в кино у режиссёров Олтмана и Джармуша.

Примечательно, что история Smoke и Morphine закончилась одинаково печально и почти одновременно (дай Бог здоровья Тому Уэйтсу) — в 1999 году Бенджамин умер от последствий ВИЧ, а Марк Сэндман — от сердечного приступа. Будто бы кто-то показал на часы и сказал: всё, ребята, девяностые кончаются, сворачиваемся.

В своей музыке Smoke отразили то всеобщее настроение, которое неумолимо наступало в те годы, а в наши дни, кажется, окончательно победило. На смену злому, но бодрому teenage angst (и, если повезёт, teenage riot) — идёт отчаянная усталость, меланхолия, разобщение. Эти ощущения подтачивают и противоположную сторону массового сознания — довольное общество потребления (вспомнить только героев «Красоты по-американски»).

Маленький, худой, задрипанный Бенджамин — с лицом джанки и в женском наряде — поющий пронзительным хриплым голосом:

I’ve got a cigar box that is filled to the top
With love letters I haven’t sent,
Sorrows I’ve never spent,
Sentimental grown-up tales never told.

 — ну не символ ли той неодолимой тоски, которая регулярно накатывает на каждого?

При всём при этом музыка на главном альбоме Smoke, «Another Reason to Fast» — разнообразная и разнонаправленная. Тут есть место и совсем тихим песням почти балладного толка («Dream for Dana», тут тебе разом и бренчание на банджо, и тягучая виолончель), и старомодному панк-року в духе Wire, и закусочным cowbell-номерам, которые сделали бы честь группе Eagles of Death Metal (см. «Shadow Box»). Связующее звено между всеми этими ипостасями — уже воспетый мной вокал Бенджамина, гнущий одну и ту же настойчивую интонацию. Плюс — тот самый корнет, с которого всё начинается.

Памятка для начинающих исполнителей: труба в рок-музыке (или — в данном случае — подобный ей инструмент) — волшебное средство для оживления звука и наделения его каким-то особым смыслом. Это средство способно, например, заставить наименее славянофильского автора XO Music полюбить песню группы ДДТ. Или превратить в настоящий праздник прослушивание самого избитого рок-хита девяностых. Расцветить похмельную сухость звука группы The National. Или стать одной из главных фишек всепобеждающего саунда Тима Бакли.

У Smoke та же самая фишка – отправная точка для восприятия: с пассажа на корнете начинается стартовая композиция альбома, «Trust». Звук корнета становится проводником – гидом и переводчиком в мрачном и красивом внутреннем мире Бенджамина Смоука.

Trust

Download

Author

  • mlzr

    Dirt 7″ (1993, Colossal Records)
    нет ли такого в мп3?

    • http://sviatos.wordpress.com sviatos

      знаете, я что-то даже на what.cd найти не могу. значит, вообще маловероятно, что оный есть в интернете

  • mlzr

    видимо про Opal Foxx тоже бессмысленно спрашивать…