When You’re Strange: снафф

Сегодня поговорим о snuff-movies. Слабонервным, человеколюбивым и беременным читать аккуратно.

Представьте себе холодный, промозглый вечер. За окном очень сыро, неуютно и темно, а внутри не совсем спокойно, и нужно чем-то себя заинтересовать. И попадается на глаза неподписанная видеокассета или CD-R. Конечно, VHS будет куда лучше для пущего эффекта. Вас это интригует, заняться нечем, так что, вы нажимаете«Play»…
Сперва видеоряд ничего внятного и осмысленного из себя не представляет. Любительская съемка низкого качества, какая-то грязная комната с кроватью посредине. Все темное и мрачное, пленка явно дешевая – это сразу же начинает напрягать. В кадре появляется какой-то человек в маске, проделывает некие манипуляции у кровати, затем исчезает из кадра. Вам становится не по себе. Атмосфера отдает чем-то явно странным. Все, что вы видите на экране – вполне реально, и ничего хорошего, почему-то, не сулит. Вы пока что не можете сказать, что вас угнетает, вы это просто чувствуете, но все равно не нажимаете на «Stop»…
В кадре появляются двое мужчин в масках и голая женщина. Ее силой укладывают на кровать и привязывают. Она лишь может дергаться и что-то кричать мужчинам. Вы не слышите, что она кричит, потому что звука нет, и это лишь усугубляет и без того нездоровые чувства от просмотра видео. Давящая тишина вызывает головокружение от осознания того, что происходящее – реально, и в то же время, все это нечто слишком больное, чтобы быть настоящим. Словно видео сделано где-то далеко, вне времени и пространства, в другой системе координат и ценностей…
Тем временем, на экране начинают происходить те вещи, которые вы бы ни за что не хотели видеть, но, тем не менее, вы прекрасно знали, что к этому все идет. Мужчины мучают свою жертву. Они душат ее, режут, бьют, унижают и всячески измываются над несчастной. У вас в мозгу проскакивает мысль, что все это фальшивка, постановка, но…
… но что-то тут не так. Точнее, тут все не так. Вы себя уговариваете, что это – просто игра, дурацкая и не совсем здоровая шутка. Однако все происходящее упорно свидетельствует об обратном. Женщина более чем обычная. Какая-то грязная, измученная и, по-настоящему испуганная. Хотя, нет, не испуганная, она являет собой ужас и страдания. Вы не можете слышать, что конкретно и на каком языке она кричит, но прекрасно улавливаете общую суть. Мурашки по коже, страх, отвращение – и вы все равно не нажимаете на «Stop»…
Палачи пытают женщину чудовищными способами, которые вы бы себе не смогли вообразить даже в страшном сне (или смогли бы?). А таймер в углу экрана холодно и отстраненно отсчитывает секунды и минуты. Жертва теряет сознание, ее приводят в чувство, затем снова мучают и… насилуют. Кровь, обезображенное страданиями и мольбами лицо и хладнокровные, отточенные действия садистов в масках.
А затем – чудовищное настоящее убийство…
Один из палачей подходит к камере. Видеоряд обрывается. Вы досмотрели все до конца и теперь сидите в оцепенении. Внутри – грязь, безумие, страх и ощущение, словно нечто запредельно нездоровое, слишком уродливое, неправильное и мерзкое поселилось внутри вас. Словно вы заразились чем-то потусторонним, и мир ваш больше никогда не будет прежним…
Я вас поздравляю. Вы попали в мир снафф-фильмов (snuff films).
Snuff, вообще, у людей обычных всегда обозначал жевательный и нюхательный табак. Однако во второй половине двадцатого века у этого слова появилось и другое, зловещее значение. Хотя, термин «снафф» еще в позапрошлом веке использовался в криминальных кругах Лондона – слово обозначало насильственную смерть, либо смерть от болезни или вследствие несчастного случая (значение варьирует в зависимости от источника). Суть одна – смерть. Снафф поэтично называли «тушением свечей».
«Семья Мэнсона» считается официальным началом такого неоднозначного, спорного и, по-своему, безумного явления в кинематографе, как снафф-мувиз. Автор Эд Сандерс в своей книге «The Family: The Story of Charles Manson’s Dune Buggy Attack Battalion», посвященной секте Чарльза Мэнсона, впервые использовал термин «Snuff Film». Дело в том, что адепты «семьи» утверждали, что якобы некоторые совершенные ими убийства были засняты на видеопленку. История эта настолько же занимательная, насколько и сумбурная. В ходе расследования никаких видеоматериалов не было обнаружено, зато появился новый кино-термин. И, как говорится, понеслось…
Так что же такое снафф? Грубо говоря, это кино, зачастую короткометражное, изображающее сцены секса и насилия (морального и физического), пыток и издевательств над беззащитными людьми без каких-либо спецэффектов. В основном, жертвами являются женщины и дети. Всегда такие фильмы заканчиваются убийством. Снимаются с целью получения коммерческой прибыли. Изощренные пытки, изнасилования и мучительная смерть в конце – такого рода видеозаписи претендуют на реалистичность, сняты некачественно и напоминают документальную съемку. Я говорю «напоминают», потому что до сих пор неизвестно, выдумка это все или нет. Но об этом – позже.
На самом деле, история снаффа началась, по утверждениям некоторых киноманов, вместе с самим кинематографом. Первым фильмом, изображавшим якобы настоящие мучения и смерть, был «La mort d’une fille» 1896-го года. Насколько там все по-настоящему, остается лишь гадать. А вот после громкого дела Чарльза Мэнсона пошла настоящая волна снаффа. На насилие и смерть всегда был спрос. Есть люди, которым мало просто порно или художественных фильмов с красивой постановкой шокирующих вещей. Им подавай все реальное. А любой спрос, как известно, порождает предложение, каким бы страшным оно ни было. Главное, чтобы заказчик имел деньги, потому как такое кино далеко не для каждого, и такая видеозапись будет стоить уж точно не пару тысяч долларов.
Так родился одиозный и уродливый снафф. Начиная с семидесятых, и по сей день, снафф является, по сути, одной из так называемых «городских легенд». Одни верят, что все это взаправду, что есть где-то глубоко, в подполье, в тайных коллекциях настоящие снафф-мувиз. Другие же утверждают, что все это – постановка и ложь. Например, те же ФБР и прочие инстанции до сих пор официально не признают существование фильмов с реальными убийствами. Если задуматься, то доля истины в этом утверждении есть. Ну, какой смысл людям совершать настоящее убийство, если заказчик не сможет проверить, обманули его или нет? Легче снять низкосортное, максимально приближенное к реалиям порно, инсценировав в конце действа убийство. С другой стороны, если есть люди, которые хотят видеть не игру, а реальное убийство, то однозначно найдутся люди, которые с таким же удовольствием не будут играть, а совершат настоящее изнасилование и убийство перед камерой…
К тому же, некоторые видеозаписи с изощренными пытками больно уж похожи на настоящие. Слишком все жизненно, плюс никакого монтажа, никаких неточностей и наигранности. Правда, многочисленные экспертизы твердят одно и то же – постановка, обман, фальшивка. Однако с трудом верится, что все эти видео, которые время от времени всплывали на VHS до Интернета – фальсификация. Конечно, обычному смертному едва ли удастся попасть на настоящий снафф. Опустим какие-либо моральные и прочие аспекты. Просто дело это уголовное и, естественно, очень дорого обходится. Соответственно, если предположить, что существуют не «фейковые» видеозаписи убийств, то, естественно, круг «потребителей» и круг «режиссеров» очень ограничен.
Конечно, могут существовать «утечки», случайности, халатность, когда видео, по тем или иным причинам, попадает на глаза общественности. Но, опять же, насколько это реально все, остается только гадать или же верить в рассказы экспертов о том, что это была очередная постановка. Можно лишь вновь обратиться к логике и истории рода человеческого и с ужасом резюмировать, что снаффа не может не быть.
К слову, не стоит путать съемки реальных убийств и пыток, снятых различными экстремистами, боевиками и всевозможными радикалами со снафф-мувиз. Такого рода «документальное кино» не относится к снаффу. Оно снимается либо просто из садистких побуждений, либо же с определенной целью – например, запугать врага или же мотивировать новых бойцов в рядах организации. Так что, видеозаписи издевательств над военнопленными или же «фильмы», снятые маньяками и демонстрирующие насилие над жертвами, не являются снаффом. Такие видеозаписи можно найти на том же Youtube. Однако все они не преследуют никакой коммерческой цели.
Примечательно, что несколько лет назад имел место быть громкий судебный процесс над канадским маньяком по имени Люк Маггот, снимавшим снафф. То есть, таки есть тот самый продукт, и не такая уж он сказка. Конечно, лучше бы снафф оставался жуткой городской легендой, но… мы же – люди. Человечество на протяжении всей своей истории любит насилие, собирается на центральной площади, чтобы увидеть казнь и изобретает все новые способы пыток и убийств. Так чему мы удивляемся? Насколько все не так с людьми, не знающими, куда деть деньги и как развлечься? Кто эти люди, получающие удовольствие от созерцания чужих мучений и смерти? Что с ними нетак? Вопрос спорный и неоднозначный. Я бы даже сказал, провокационный. Естественно, все мы люди цивилизованные, старающиеся жить по-человечески и не делать зла. Но, как говорится, имеем, что имеем. Кто эти детишки, снимающие на переменах за школой издевательства над слабыми одноклассниками и выкладывающие эти видео в социальных сетях? Это – еще не снафф, но уже удовольствие от насилия и унижений. Видео набирают огромное количество просмотров, иногда их заносит, и они случайно убивают, а потом каются и плачут. И вот появляются заказчики, исполнители, появляется снафф. С чем мы имеем дело, когда сталкиваемся с таким проявлением рода человеческого, как снафф? С самими собой. Снафф-мувиз – не черная сторона кинематографа. Это – черная сторона человеческой сущности плюс срывы, плюс что-то злое и нездоровое, которое некоторые не смогли задавить в себе. Снафф, как маньяки и серийные убийцы, – порождение и отражение нашего с вами общества. Нравится вам это или нет, но снафф был, есть и будет. Снафф – это человечество.
На закуску несколько псевдо-снафф фильмов. Дело в том, что это явление сильно повлияло на «хоррор». И уже начиная с семидесятых годов, было снято множество псевдо-снафф фильмов. Некоторые – удачные, некоторые – унылые попытки напугать зрителя псевдо-документалистикой и обилием щекочущих нервы сцен откровенной порнографии и насилия.
«Последний дом на тупиковой улице» (Last House on Dead End Street) – режиссер Роджер Уоткинс
Фильм, в общем-то, идиотский и несуразный. Однако один раз стоит посмотреть, особенно, любителям splatter, gore, эксплуатации и резни на ровном месте без смысла и оправдания.
«Снафф 102» (Snuff 102)режиссер Мариано Пералта
Неглупый и непростой фильм о насилии и человеческой природе. Присутствуют кадры реальных убийств.
«Видеодром» (Videodrome)режиссер Дэвид Кроненберг
Обязательный к просмотру фильм гения. И точка.
Остальное – в ваших руках. Ищите, если вам интересно, разбирайтесь, углубляйтесь. Псевдо-снаффа снято было достаточное количество. Я вам предложил три, на мой взгляд, необходимых фильма. Снафф же, по понятным причинам, рекомендовать не могу и не буду.
Просмотра вам терпеливого и больше света в жизни.

Author