3D-кино в Стране Советов

«Приход трехмерного кино и фотографии так же неизбежен, как приход самой фотографии, самого кино, радио и телевидения», - С. Эйзенштейн, 1947 г.
Под “трёхмерным” Сергей Михайлович, конечно же, подразумевал стереокино, которое, вопреки сложившимся у людей XXI века представления, снималось в СССР ещё в довоенные годы.
Первые эксперименты по созданию стереофильмов в Советском Союзе начались в 30-е годы. Их разработкой занимался человек, которого звали Евсей Михайлович Голдовский. Несмотря на убийственное сочетание имени и фамилии, ему удалось не только дотянуть до смерти “Самого Лучшего Друга советских кинематографистов” (скажите, как его зовут?..), но и дожить до 71-го, умерев в возрасте 68 лет.
Для создания стереоэффекта Голдовский прибегнул к анаглифному способу показа фильмов. Несмотря на страшное название, анаглифный способ – это всего-навсего использование тех самых разноцветных очков при демонстрации изображения, контуры которого как-бы “двоятся” красным и бирюзовым цветами.
В 1940 г. в кинотеатре “Художественный” запустили экспериментальный фильм режиссёра Птушко (наследие которого ещё будет подвергнуто основательной ревизии) “Выходной день в Москве”, который советский зритель смотрел через “те самые” очки.
Параллельно с этим разрабатывался и совсем уж мудрёный способ показа стереофильмов – безочковый. Способ пришёлся весьма кстати, так как анаглифический метод имел один существенный минус, который не был предусмотрен Голдовским – зрители воровали очки.
Безочковый метод понравился лично Вождю, и всем экспериментам в этой области был дан зелёный (бирюзовый?) свет. Ко всему прочему, такой метод не использовался больше нигде во всём мире и был чисто советским ноу-хау. Разработал его человек с совсем уж безопасными (и незапоминающимися) ФИО – Семён Павлович Иванов.
У советского изобретения были и чисто советские нюансы. Так, зрители уникального безочкового стереокино в СССР должны были быть очень чётко размещены в зале и не сдвигаться со своих мест, во избежание искажения восприятия фильмов. Проще говоря: хочешь стереокино – сиди смирно!
Первый фильм, снятый таким образом был запущен в прокат 4 февраля 1941го года. До начала войны его успело посмотреть примерно полмиллиона (!) зрителей. Им стал фильм Александра Андриевского “Концерт” (второе название – “Земля молодости”).
После (да и во время) войны разработки в сфере стереокинематографа продолжились. В 1947 году вышло уже два фильма, снятых по методе Иванова (которую он к тому моменту успел усовершенствовать): “Робинзон Крузо” и “Счастливый рейс”.
К 1955 году системой для показа стереокино были оборудованы все более-менее приличные кинотеатры в стране (без шуток). Советский зритель “повёлся” на 3D.
В 1960-м году советское стереокино взяло новую высоту – стереокино стали снимать на 70-мм плёнку (самым, пожалуй, известным фильмом, снятым с помощью этой системы был “На златом крыльце сидели”). Система получила название “Стерео-70″, а разработчики даже завоевали премию “Оскар” за технологические достижения. Так-то!
Угадайте, что произошло с оскароносной системой? Она благополучно скончалась – на данный момент не осталось ни камер, ни кинотеатров, в которых можно было бы показывать такое кино. Последний фильм, снятый при помощи “Стерео-70″, вышел в 1994м году. Он назывался “Рысь идёт по следу”. Как вы понимаете, мы сейчас говорим только о России – в США всё ещё можно найти это винтажное чудо(вище).

Author