Ах да, это тот парень!

«Тот парень» возникает на экране неожиданно. Ты не вычитываешь специально его имя в афише, и его участие отнюдь не залог кассового успеха. В конечном итоге, ты можешь даже его не заметить, лишь спустя какое-то время сообразив, что в отсмотренном тобою фильме «тот парень» промелькнул на несколько миллисекунд, уверенно положив сей опус в копилку своей внушительной фильмографии.

Бывает и так, что тебе не удается сходу его вспомнить и, вглядываясь в смутно знакомое лицо, ты бессильно щелкаешь пальцами и обращаешься к своему соседу по просмотру. Он точно так же пожимает плечами, но весьма уверенно подтверждает твои догадки: «Да-да, абсолютно точно – это тот парень».
Во все времена существовала определенная категория актёров, специализирующихся на второплановых или эпизодических ролях.
Что ж, давайте постараемся вспомнить некоторых из этих ребят и воздать им по заслугам.
Для удобства же прибегнем к нехитрой классификации: от малоизвестных, но наиболее нами любимых, до заслуженных и признанных всеми фаворитов,с ролями в диапазоне от рафинированных очкариков до прожжённых пройдох.
«Нью-йоркские интеллектуалы»
ДЖЕЙМС УРБАНЬЯК
Амплуа: тихоня-умник.
Количество ролей: около 100.
Справка: Актёру Джеймсу Урбаньяку уже пятьдесят, хотя выглядит он моложе. На экране чаще всего появляется в очках, да и вне его в общем-то тоже. Периодически цитирует стихи, имеет умеренно высокомерный вид и улыбается краешком губ.
Прорыв в мейнстрим: Как ни странно, несмотря на обширный послужной список, в карьере Урбаньяка практически не было всемирно известных фильмов, благодаря которым мы могли бы его безошибочно идентифицировать.
Да, он сыграл руководителя джазового ансамбля в «Сладком и гадком» (1999) у Вуди Аллена и отметился эпизодической ролью в нашумевшем сандэсовском лауреате «Американское великолепие» (2003) Бермана-Пульчини, но основная его слава опять-таки сокрыта в инди-подполье и фестивальных кулуарах.
Актёр «для своих», появление которого в фильме служит уже если не знаком качества, то своеобразной «маркировкой».
Бенефис: «Генри Фул» (Henry Fool, 1997)
Программное произведение нью-йоркского режиссера, сценариста и композитора Хэла Хартли, творческого наследника Беккета, Чехова и Годара на американской земле, которое наконец-таки принесло ему долгожданный международный успех.
Трагикомическая история о встрече двух поэтов-неудачников, Саймона Грима (Джеймс Урбаньяк) и Генри Фула (Томас Джей Райан), ставшей переломной для каждого из них, изложена со столь тонким нюансовым юмором, что тут зааплодируют и заморские британские апологеты.
Помимо своеобразного юмора, кино построено еще и на постмодернистских понижениях регистров: тут вам и мессия с проповедями, и апостол в наличии, но только один из них – пропащий задиристый забулдыга, второй же – слегка заторможенный интроверт-мусорщик, понукаемый больной матерью и нимфоманкой-сестрицей.
Странные кульбиты сюжета, вкупе с размышлениями о природе славы и творчества, безусловно, не дают заскучать, однако подлинное очарование исходит с экрана во время пылких диалогов Урбаньяка и Райана на заданные темы в духе «поверь в себя и встань с колен».
Саймон-Угрюмый и Генри-Простофиля возвратятся спустя девять лет в картине «Фэй Грим» (2006), правда, уже не на первых ролях.
Велика вероятность, что они появятся и в третьем фильме цикла – «Нед Рифл», если, конечно же, не единожды финансово прогоравший Хартли раздобудет деньжат на завершение съёмок.
Деталь: Джеймс Урбаньяк нередко участвовал в сериалах, в том числе и таких популярных, как «Менталист» и «Офис»; многим он так и вовсе больше известен по озвучке персонажа из анимационного шоу «VenturaBros.» (2003).
КРИС ЭЙГМАН
Амплуа: обаятельный сноб.
Количество ролей:около 30.
Справка: Как и Джеймс Урбаньяк, Эйгман, по сути, принадлежит единой вселенной схожего режиссера. Образ, разработанный Уитом Стиллманом, для фильмов «Светский круг» (1990), «Барселона» (1994) и «Последние дни диско» (1998)– начитанный повеса, у которого язык порой работает лучше, чем инстинкты самосохранения, -всякий раз воплощался Эйгманом с удивительной легкостью и аристократичностью.
Таланты Эйгмана пригодились и в классических разговорных картинах Ноа Баумбаха, да и в остальном – играй Эйгман что полунищего художника, что психоаналитика, что ловеласа – всегда возникало ощущение, что этот человек в кадре практически не снимает пиджака либо вот-вот заговорит об искусстве.
Прорыв в мейнстрим: второплановая роль управляющего отеля в комедии «Госпожа горничная» (2002) с певицей Дженнифер Лопес в качестве основной приманки абсолютно не выбивается из заявленной парадигмы: герой Эйгмана слегка надменный, ироничный, при галстуке.
Бенефис: «Светский круг» (Metropolitan, 1990)
Вневременная комедия Уита Стиллмана о кружке городской молодежи в элегантных нарядах, проводящей досуг за обсуждением литературы, философии и прочих изяществ, наряду со сплетнями о собственных разбитых сердцах, – конечно же, лучший из всевозможных гимнов интеллектуальному сибаритству.
В 90-е годы в головах американских киноакадемиков случилось как минимум одно яркое просветление, и то было как раз номинирование ленты «Metropolitan» на награду за лучший оригинальный сценарий.
Если бы параллельно с этим номинацию на “Оскар” получил и Крис Эйгман за роль эстетствующего заводилы Ника Смита, просветлений было бы два.
Смокинг, бабочка и бокал с легким коктейлем – его униформа; сарказм и подшивка журнала «Нью-Йорк» – основное оружие; перед подобным человеком тяжело устоять в вербальном споре, повергнутые же на лопатки предпочитают распускать кулаки.
Симпатии зрителя, впрочем, будут неизменно на стороне этого героя, какую бы чушь тот ни молол и в скольких бы интригах ни поучаствовал.
«Metropolitan» – это ведь еще и ода юности: пылкой, самоуверенной и слегка наивной.
Деталь: Крис Эйгман с успехом пробовал себя и в качестве режиссера: его драма «Turn The River» (2007) была отмечена на нескольких независимых фестивалях.
«Не знаменитые, но узнаваемые»
УИЛЬЯМ ЭЙЧ МЭЙСИ
Амплуа: «маленький человек» в сложных обстоятельствах.
Количество ролей: около 130.
Справка: Уильям Холл Мэйси прорвался на большие экраны из театральной среды, тесно сотрудничая с известным драматургом Дэвидом Маметом, и снимался, как правило, в эпизодических ролях.
Ситуация перевернулась после выхода чёрной комедии братьев Коэн «Фарго» (1996), где состоялось окончательное оформление канонического образа. Измученный, увязший в долгах и всеми задерганный менеджер по продажам автомобилей Ландегаард, от отчаяния нанимающий двух бандитов, дабы те за выкуп похитили его жену, – роль, ставшая «золотой жилой» благодаря своей стопроцентной органике.
С тех пор когда режиссерам требовался персонаж-неудачник, способный одними глазами выразить безграничную тоску и собачью преданность, они вспоминали о Уильяме Мэйси.
Что ж, если бы Пол Томас Андерсон вдруг призадумался об экранизации Гоголя, то лучшей кандидатуры на роль титулярного советника Башмачкина ему не сыскать.
Прорыв в мейнстрим: Сколько угодно.Помимо упомянутого «Фарго», это «Самолет президента» (1997), «Плезантвилль» (1998), «Парк Юрского периода 3» (2001), сериал «Скорая помощь» и многие другие.
Бенефис: «Олеанна» (Oleanna, 1994)
Экранизация камерной пьесы Дэвида Мамета, снятая самим автором, за полтора часа демонстрирует блестящий актерский арсенал Мэйси.
Путь от лощеного и весьма уверенного в себе университетского профессора, вызвавшегося помочь отстающей и глуповатой студентке (отличная роль Дебры Айзенштадт), до растерянного ответчика в деле о харрасменте шаг за шагом проделывается весьма виртуозно.
Студентка на поверку оказывается не столь глупа; а вот запутавшийся в ловушках собственных логических построений профессор (каждая его вежливая фраза или дружеский жест – сродни еще одному броску земли в копании собственной могилы) – наоборот, вызывает все больше и больше сочувствия.
Фильм Мамета как яркая иллюстрация популярной пословицы «слово не воробей» звучит особенно иронично по отношению к персонажу, сделавшему исследование языка своей профессией. Неоспоримая же заслуга актера Мэйси состоит в его умении изобразить беспомощность наряду с запрятанной клокочущей яростью: «аз есмь мщение, и аз воздам» – финал явно отсылает к этим строчкам из одной очень хорошей книги.
Деталь: Инициал «H» актёр специально добавил к своему имени, чтобы избежать путаницы с популярным в 70-е комедиантом Биллом Мэйси. Однако во время раздачи «Оскаров» в 1997-м, Мэйси как номинанта ошибочно представили в качестве игравшего в сериале «Maude», чем занимался как раз-таки тот самый Билл.
Типичная судьба «маленьких персонажей».
Песня же «I Shot William H. Macy» поп-рок группы Head Automatica вряд ли заслуживает пристального внимания. Разве что, как очередное свидетельство народной любви.
СТЭНЛИ ТУЧЧИ
Амплуа: «человек-невидимка».
Количество ролей: около 100.
Справка: Италоамериканец Туччи также начинал как бродвейский актер, а с 1985-го регулярно появлялся в кино – то у друзей-подпольщиков, наподобие Тодда Солондза, то во вполне популярных и крупнобюджетных фильмах.
В качестве режиссера Туччи снял четыре картины – все малоизвестны, однако «Большая ночь» (1996) была заметным фестивальным хитом.
Прорыв в мейнстрим:«Бетховен» (1992), «Дело о пеликанах» (1993), «Терминал» (2004), «Счастливое число Слевина» (2006), «Дьявол носит “Прада”» (2006), «Отличница легкого поведения» (2010),– почти наверняка в каком-то из фильмов вы видели Стэнли Туччи, но не смогли запомнить. Лысина и вкрадчивый голос – единственные отличительные признаки, в остальном же – этот человек идеален для ролей незаметных серийных убийц.
Из недавних прорывов, безусловно, стоит отметить роли злодея в «Милых костях» (2009) и телеведущего в «Голодных играх» (2012).
Бенефис: «Большая ночь» (Big Night, 1996)
В этом фильме Туччи играет младшего из двух братьев по имени Секундо, владеющих скромным и отчаянно ведущим борьбу за выживание ресторанчиком. Старшего, как нетрудно догадаться, зовут Примо, он шеф-повар и ни в какую не готов идти на уступки неразборчивым посетителям, дабы ресторан остался на плаву. Для Примо кулинария – высокое искусство, служению которому он посвящает жизнь; Секундо же ищет любую возможность для спасения. Так, он договаривается о приеме популярного джазового певца, что, по идее, должно уберечь ресторан от банкротства. Однако ужин, обещавший стать самым важным в карьере братьев, неожиданно заново расставляет акценты в их отношениях.
Проникнутая ретро-романтикой «Большая ночь» – кино, конечно же, не столько о том, как правильно приготовить тимпано или ризотто (хотя и эти полезные сведения там присутствуют), сколько о главенстве принципов, которые нельзя нарушать.
Кроме блестящей игры самого Туччи, стоит отметить и Тони Шэлхауба в роли Примо.
«Эта земля съедает нас», – грустно вздыхает он, будто бы продолжая полемику о месте эмигрантов, начатую еще братьями Корлеоне.
Деталь: Как и про большинство его персонажей, про Стэнли Туччи почти толком нечего рассказать.
Да, он неплохой кулинар и большой приятель Мерил Стрип.
Да, однажды в одной из картин ему удалось сыграть своего тёзку Стэнли Кубрика.
И да – фильмов со Стэнли Туччи очень много. Буквально тучи (извините за средненький каламбур).
В следующий раз обязательно присмотритесь – возможно, он притаился где-то в самом дальнем углу экрана.
«Заслуженные любимцы»
ДЖО ПЕШИ
Амплуа: бойкий парень на подхвате.
Количество ролей: около 40.
Справка: Прославился персонажами в основном с сомнительной репутацией, которые, впрочем, неплохо могут все организовать и устроить.Типичный второплановый актер, Пеши нередко имел меньше экранного времени, чем его партнеры по фильмам, однако каждый его выход, безусловно, запоминался.
Партия же неуравновешенного мафиози Тони ДеВитто в картине Скорсезе “Славные парни” (1990) и вовсе принесла ему абсолютно заслуженную золоченую статуэтку.
Прорыв в мейнстрим: Так получилось, что известные голливудские фильмы в карьере Пеши преобладали: «Бешеный бык» (1980), «Однажды в Америке» (1984), «JFK» (1991), «Казино» (1995) и так далее. Наверняка многие вспомнят роль болтуна Лео Гетца из франшизы «Смертельное оружие».
Ну и кто не рос на дилогии Криса Коламбуса.
Нет, не той, что с летающими на мётлах волшебниками, а той, где двое жуликов пытаются ограбить на Рождество беззащитного мальчугана. Джо Пеши в «Один дома» – как раз-таки тот злой коротышка, который физически страдает больше всех.
Бенефис: «Фотограф» (The Public Eye, 1992)
Великолепная стилизация Говарда Франклина под классические нуары 40-х демонстрирует редкий случай, когда Пеши играет главную роль – пронырливого фотографа светской хроники, который раньше других оказывается на месте преступления, чтобы заполучить эксклюзивный кадр. В какой-то момент любопытство доведет его до беды, и ловкий папарацци окажется в эпицентре войны криминальных кланов.
Стоит отметить, что у героя Пеши был вполне реальный прототип – известный фоторепортер Артур Феллиг. Помимо роковой красотки, шляп и прокуренных пространств, в фильме наличествует еще и неплохой джазовый саундтрек от Марка Ишэма.
Деталь: Имеет глаза разного цвета. Неплохо поет и, по слухам, в 60-е выпускал альбом под псевдонимом Джо Ритчи.
ДЖОН ТУРТУРРО
Амплуа: рефлексирующий интеллигент.
Количество ролей: около 100.
Справка: Коренной бруклинец Туртурро может, безусловно, записать в актив то, что чаще всех принимал участие в фильмах Спайка Ли (9 раз) и также одно время был любимым актёром братьев Коэн: сценарист Финк, мелкий букмекер Бернбаум, манерный игрок в боулинг Иисус или арестант Пит, помогающий кантри-Одиссею возвратиться домой, – каждый из этих образов достоин внесения в какой-нибудь абсурдистский зал славы.
Прорыв в мейнстрим: Их было немало, но советовать к просмотру творения, вроде «Трансформеры» (2007), «Не шутите с Зоханом» (2008) или «Щелкунчик, или Крысиный король» Андрея Кончаловского (2009) все же не будем. Лучшие фильмы Туртурро – как раз из области авторского кино, где он предстает в уютном для себя образе рефлексирующего интеллигента: «Коробка лунного света» (1996), «Защита Лужина» (2000), «13 разговоров об одном и том же» (2001).
Бенефис: «Бартон Финк» (Barton Fink, 1991)
Опус-магнум «кровавых братьев», «Бартон Финк» великолепен, в первую очередь, тем, что может восприниматься на абсолютно различных уровнях. От черно-комедийной истории про еврейского драматурга 40-х, что переехал в Голливуд ради клепания сценариев для безжалостного киномолоха, до фантасмагорической притчи о взаимоотношениях художника и общества.
Туртурро безупречно изображает человека, попавшего в кафкианский омут, но старающегося сыграть по его правилам. До поры до времени, конечно, – пока суммарное число озадачивающих вопросов не превысит разумные пределы: твой сосед – коммивояжер или Люцифер? Отель «Эрл» – не аналог ли это чистилища? Жив ли ты сам, Бартон? И что, черт побери, у тебя в коробке?
Нет ответа. Только падающая в океан чайка.
Которая, как известно, по заверениям Коэнов, попала в кадр абсолютно случайно.
Деталь: Самый титулованный за режиссерские работы из рассмотренных нами актёров.
Внимания в первую очередь заслуживают семейная драма «Мэк» (1992) и мюзикл «Любовь и сигареты» (2000).
В середине 80-х Туртурро появился в клипе британского данс-поп-коллектива The Communards.
Вышло довольно мило, хотя, как знать – возможно, сегодня наш герой с радостью бы выкупил и уничтожил все копии этого шедевра.

В заключение же стоит сказать, что данный список абсолютно не претендует ни на высшую объективность, ни тем более на полноту. Мы осветили лишь вершину айсберга.
Любимые второплановые или попросту незаметные актёры есть у каждого киномана, и всякий раз их появление на экране неизменно вызывает прилив тёплых эмоций.
Будем надеяться, что «тот парень» еще порадует нас и наверняка даст о себе знать.
И я не имею в виду почтовую открытку.

Author