Стаканы на стол: Борис Гребенщиков и алкоголь

Сегодня Борис Гребенщиков выпустил новую песню, а мы как раз посчитали, сколько раз штатный мудрецрусского народа в своём творчестве упоминает алкогольные напитки – и какие. Гид по спиртному от человека, никогда не испытывающего похмелье.

Борис Гребенщиков – автор-исполнитель, бывалый эзотерик и постмодернист с норовом – ещё с советских времён известен тем, что отменно разбирается в мистической составляющей алкоголя и его сложных взаимоотношениях с бытием.
Мы посчитали, в каком контексте, сколько раз и какие алкогольные напитки упоминает Борис Борисович на тридцати своих «естественных альбомах». Для чистоты опыта – каждая песня считается только один раз.
Или всё-таки чайку?
Вино упоминается на альбомах “Аквариума” в 36 песнях. Однозначно, это если не любимый алкогольный напиток гуру, то, как минимум, самый употребляемый. Рекордсменом по упоминанию вина стали «Синий альбом» и «Ихтиология» – на каждом из них вино упоминается по 5 раз. Как правило, вино либо несёт в себе религиозный мотив (Они до сих пор пьют твою кровь / И называют ее вином / Они съедят твою плоть, как хлеб / И выпьют кровь, как вино), либо просто является единственно приемлемым для лирического героя видом жидкости для питья (Коля научил пить вино / Вино заменило нам воду / Я устал пить чай / Я устал пить вино). Ну и строчка «А что вино – полумера, так это ты вычислил сам» окончательно убеждает в том, что в жизни Борис Борисыча вино и впрямь льётся как вода. Кстати, на альбомах всего раз прозвучало название конкретной марки – Шато Лафит(«Зимняя Роза»), так что все желающие могут причаститься.
А вот самый часто упоминаемый в книгах о русском роке напиток – портвейн – упоминается 7 раз (чаще всего на «Треугольнике» – целых два раза) и употребляется отнюдь не самыми приятными персонажами – «Твой боцман – любитель портвейна и сноб / С прокисшей капустой в усах», «Но вот приходят к нему друзья, / Прервав его мыслей ход, / И быстро вливают портвейна литр / Сторожу прямо в рот». Впрочем, есть у портвейна и чуть другая сторона, не до конца, впрочем, раскрывающаяся в песнях – в «Начальнике фарфоровой башни», например, строчка «Бредёт приблизительный воин / С бутылкой портвейна в руке» легко заменяется на «С моим подсознаньем в руке», а в «Блюзе простого человека» портвейн противопоставляется траве (понимайте, как хотите). И именно портвейн приносит герою «Комнаты, лишенной зеркал» ангел, «похожий на Брюса Ли».
Главный отечественный напиток – водка – упоминается аж в двух своих ипостасях: 7 раз она фигурирует в привычной своей «сермяжной» роли – в неё сыплют яд, по вкусу «водки из сырой земли» опознают «Последний поворот», из-за неё никуда не мчится тройка с пьяным ямщиком, ну и именно её, в отсутствии какой либо радости, мешают гвоздём. Однако целых два раза водка упоминается в другом своём виде – в песнях «На её стороне» и «Марш священых коров», путём добавления мартини, она становится источником радости и беззаботности.
Пиву, может быть, не повезло с частотой упоминаний (5 раз – «Акустика», «Радио Африка», «Ихтиология», «Феодализм», «Беспечный Русский Бродяга»), но зато роль его почётна всегда – его желает прекраснодушный Иванов на остановке, измученный Сторож Сергеев, Ленский у ларька, а также все граждане страны в целом. Все разы, когда в песне Гребенщикова появляется пиво – оно несёт спасение, избавление от боли и преображение окружающего мира. В целом, отношение БГ к пиву целиком выражено в неальбомной песне «Холодное пиво» – «Холодное пиво – ты можешь меня спасти, / Холодное пиво – не мне до тебя не дойти…»
До выхода «Беспечного Русского Бродяги», виски упоминался лишь один раз (и довольно невнятно по своей роли) в песне «Гарсон №2». Зато на «Бродяге», виски не просто упоминается, но и называются две конкретные его марки, Лагавулин и Лафройг.
Коньяк – довольно загадочный напиток во всей барной карте «Аквариума». Упоминается он всего дважды: «Ты гложешь лекарства, как будто твёрдый коньяк» («Песня No.2») и «Во славу музыки сегодня начнём с коньяка» («Мой друг музыкант»).
Как и коньяк, с трудом поддаётся дешифровке роль самогона. О нём известно лишь, что его гонят из того, что не имеет смысла красть («Странный вопрос»), а также, что он участвовал в исцелении великого русского писателя Ф. М. Достоевского («Достоевский»).
4 раза упоминается спирт («Радио Африка», «Феодализм», «Русский альбом», «Гиперборея»). Что показательно, спирт является чем-то куда более метафизическим и трансцендентальным, чем мы привыкли о нём думать. При этом, если в «Капитане Африка» спирт ещё можно посчитать уж совсем условным образом («мы умеем сгорать как спирт в распростёртых ладонях»), то в «Боже, помилуй полярников» спирт становится куда более осязаемым (техническим, строго говоря), не теряя своих мистических свойств (он сопровождает, ни много, ни мало, «вопросы к небесам»), на «Русском альбоме» становится приемлемой заменой церковным свечам, а на «Гиперборее» его роль достигает, пожалуй, пика – его гонит из земляники старый бог Драхма.
Шампанское в песнях «Аквариума» появляется дважды – оба раза в крайне незавидной роли. Именно им поит бездомных собак мальчик Евграф, и его же распивает калика перехожий с кухаркой Дуней.
Среди редких птиц можно упомянуть и ром, который был куплен персонажем песен БГ всего один раз – на альбоме «Акустика» («Сталь»).
Один раз упоминается и сакэ, в ожидании которого Борис Борисович выпивает «всё, что есть» и наблюдает за улиткой, взбирающейся на склон фудзи.
Джин также возникает всего один раз – его распивает лирический герой в поисках выхода из зоопарка, утверждая, что пьют его, в основном, кухарки.
Единожды всплывает и пастис. При этом, упоминается в таком контексте, что начинает ассоциироваться с божественной умиротворенностью – «День в доме дождя / Лед и пастис / Если мы не уснем / Нам не спастись»
Подписывайтесь на нашу страницу ВКонтакте – и не пропускайте занимательных текстах о музыке, литературе и кино.

Author