Грустный припев

95fdec3762788dcd4d1025cc9de529a5

Семейная идиллия двоих милых фламандцев (блюграсс-музыканта и блондинки-татуировщицы) прерывается бедой – маленькая дочка заболевает раком. Девочка умирает (и это не спойлер), а дальше всё идёт только хуже. Камерная драма, заслуженно номинированная на “Оскар”, не только рассказывает печальную историю, но высказывается на тему стволовых клеток и размышляет о схватке религии с наукой за мировоззрение человека. А самое главное – признаётся в любви к блюграссу.
Вышедший год назад (на наших экранах – только на прошлой неделе) “Разомкнутый круг” с момента премьеры стал на IMDB ​самой популярной картиной на фламандском языке; (большинство известных прежде бельгийских фильмов были на французском). Дело, скорее всего, в оскаровской номинации, но как ни крути начало удачное.
“Разомкнутый круг” – во всех отношениях правильное кино, сделанное красиво, актуально и эмоционально. Что твой Терренс Малик, режиссёр скачет между разными временными пластами, рифмуя и контрастируя сцены из разных временных пластов и подчёркивая тем самым трагическое разделение жизни героев на до и после. Как главный герой романа Хеллера “Что-то случилось”, повествование ныряет вновь всё глубже и глубже в память персонажей, чтобы понять, когда и почему что-то пошло не так.
Эпизоды чередуются, как припевы и куплеты в песне, пятьдесят на пятьдесят сочетающей в себе тоску и радость. Собственно, это и есть фильм-песня: всё так или иначе крутится вокруг кантри-группы, в которой главный герой играет на банджо, а героиня с некоторых пор поёт. В “Разомкнутом круге” есть всё то, что пригодится хорошей фолк-песне: поэзия, ритм, интонация, пение в унисон и даже инструментальное соло.
Общая интонация фильма – мрачная и трагическая, но это не из тех фильмов, что усаживают зрителя наблюдать два часа за похоронами. О фатальной перемене судьбы с мажорных нот на минорные сказано много (от “Пола Икс” до “Пены дней” и обратно), но и “Разомкнутый круг” – отнюдь не лишнее высказывание на привычную тему. Тематики фильма свёрстаны друг с другом непривычно: в маленькую трагедию одной семьи вдруг вторгается произносящий речь по телевизору Буш-младший, который объясняет, что из религиозных соображений пора сворачивать исследования стволовых клеток; так запускается неожиданный подсюжет фильма – открытая конфронтация главных героев в вопросе отношения к религии, ведущая к до боли простому выводу: бездумная “борьба за ценности” нелепа и бесчеловечна, но и корить человека за его религиозность – ничем не лучше.
Вообще, фильм на практике смотрится гораздо легче, чем это вытекает из синопсиса. Наверно секрет как раз в его главном композиционном трюке: ответом на любую беду, даже самую страшную, становится песня. И это, как выясняется, многое меняет.

Author