Jim O’Rourke – Bad Timing [Drag City, 1997]

There’s Hell in Hello, But More In Goodbye

american primitivism / experimental

Излюбленный творческий метод Джима О’Рурка – подложить свинью. Кажется, не один его альбом нельзя воспринимать серьезно: если вам кажется, что песня – это просто песня, а звук – это просто звук, то почти наверняка вы просто не замечаете О’Рурка, стоящего неподалеку с фигой в кармане. При этом О’Рурк – в качестве более серьезного занятия играющий экспериментальную гитарную музыку в тысяче сольных и сайд проектов – настолько хорошо работает со звуком и записывает до того цепкие песни, что и списать их как чисто комедийные номера тоже невозможно. Поэтому получается слегка мазохистское удовольствие – ты знаешь, что тебя водят за нос, но отказаться от этого не можешь.

На альбомах “Insignificance” и “Eureka” О’Рурк игрался с поп и рок-музыкой, смешивая в одной песне рифы Creedence Clearwater Revival и мелодии Кайли Миноуг, распевая тексты об убийстве на фоне жизнерадостных попсовых хуков, непринужденно сгибая структуру песен так, чтобы их простота оставалась лишь мнимой и поверхностной.

На “Bad Timing” О’Рурк выступает в классическом жанре пост-модернистской шутки, понятной двум людям. Деконструкция американского примитивизма – кто бы мог подумать, что это окажется настолько весело. Восхваление Джона Феи (и других не менее великих музыкантов лейбла Takoma) и творчество, тщательно следующее его заветам, довольно широко распространилось в 00-ые, но по-настоящему интересных плодов дало не то что бы слишком много. А вот альбомом “Bad Timing”, несмотря на всю его шутовскую природу, Фэи вполне мог бы гордиться.

На “Bad Timing” О’Рурк берет стандартные жанровые приемы американского примитивизма – красивые и довольно простые мелодии акустической гитары, сыгранные максимально сложным и разнообразным fingerpicking’ом – и корежит их так, чтобы у подготовленного слушателя вскипали мозги. Прежде чем вы успеваете определить, с какой именно композиции Лео Коттке содрана мелодия “There’s Hell In Hello But More In Goodbye” она неожиданно затихает, а 7 (семь) минут до конца песни О’Рурк играет басовую линию, украшая ее то флажолетами, то направленными куда-то в космос, не держащими никакую мелодию клавишными. Мелодия Happy Trails, запутанная, заблудившаяся сама в себе, обрывается на полуслове, переходя в идиотские (в хорошем смысле этого слова) триумфальные трубы, которым, тем не менее, невозможно не радоваться от всей души. Микки Маус встречает Слепого Джо Смерть, живите долго и счастливо.

Даже сам пикинг здесь девиантный – не то что бы bad, но сдвинутый, мутировавший timing, там, где согласно заветам Фэи надо бы ударить по трем струнам одновременно, О’Рурк, посмеиваясь, бьет по одной, мелодии вроде бы напоминают обо всем сразу, но в тоже время точно уловить их не получается.

При этом – “Bad Timing”, все-таки, в первую очередь оказывается не шуткой, а просто очень красивым и странным альбомом, в хитросплетениях и подколах которого хочется разбираться. Если модный нынче гипнагоджик – воспринятый через сон восьмидесятнический поп, то “Bad Timing” – сюрреалистичное видение человека, заснувшего под альбом “The Transfiguration of Blind Joe Death” с гитарой в руках.

Download.

Author