When You’re Strange: Святой фетишизм

«Найди то, что ты любишь и пусть это убьет тебя» (Чарльз Буковски)
В эту теплую весеннюю ночь я пишу вам о любви к жизни. Я хочу вам сказать, что все мы – фетишисты. Громкое заявление, но весенний воздух и перемены (плохие и хорошие) вокруг нас всех позволяют мне поделиться с вами этим убеждением. А фильмы, которые я вам предложу, сами по себе являются фетишами.
Что есть фетишизм? Культ вещей, образов, частей тела. Он может быть религиозным и сексуальным. Но нам этого мало, нас это не устроит. Ведь главное – одержимость и вера. И, конечно, удовольствие. Чувства и ассоциации, которые вызывает тот или иной образ и предмет – вот, что превыше всего. Оставим унылые разговоры о неких сомнительных «извращениях» тем, кто увлекается МКБ-10 (Международная классификация болезней) или строит себе карьеры, выдумывая и переписывая «нормы» и «расстройства». Пусть вешают ярлыки и шарахаются от собственных порывов и устремлений.
Какие вообще могут быть рассуждения о норме и расстройстве в данной ситуации, если мы живем в мире ядерного оружия, войн и полного отрицания самих себя? Так что, нам важна страсть, способная толкнуть нас на самый тяжелый и благородный порыв – любовь к Жизни. Все большое и загадочное, являющее нашу жизнь, проявляет себя в мимолетных знаках, мелочах и фетишах, которые мы не можем объяснить, но которые нам в состоянии рассказать многое о нас самих и мире вокруг.
Неважно, какого характера фетиш у человека, главное, что он дает ему энергию и тягу к бесконечному воспроизведению, эксперименту, удерживающему человека на плаву. Удовольствие и вера в свой фетиш – они заставляют нас протянуть дольше, получить больше. Наш фетишизм – это то, что тянет нас, когда, кажется, что все, конец, пора сдаться и опустить руки. Сила фетиша в том, что каждый культ все сильнее, все глубже. Процесс не приедается, если все делать правильно. Человек познает все больше проявлений самого себя и окружающего мира.
И заметьте, я специально не конкретизирую. Неважно, что личность выбрала в качестве спасательного круга (а именно им фетиш и является): некое божество, статую Венеры, манекен из магазина женской одежды, аккуратные руки любимого человека, кожаную обувь или фильмы Жана Роллена. Важен порыв, заинтересованность в одном из бесконечных проявлений мира, заинтересованность, которая вытащит человека из мрака и уныния, дав ему возможность ухватиться, оглядеться по сторонам.
Все мы – фетишисты. У каждого есть что-то, что вызывает страсть и желание иметь, трогать, созерцать, творить, воспроизводить и стремиться к этому опыту вновь и вновь, приумножая его и доставляя себе удовольствие.
И все великие режиссеры – фетишисты. Кинематограф сам по себе – культ, безумие, огонь, вырывающийся наружу. Страшная зависимость, которая не так уж и страшна. Гринуэй сказал нам, что все режиссеры снимают фильмы о том, чего никогда не имели. То же можно сказать обо всех творцах. Прекрасный порыв, отчаянный и побуждающий делать, идти вперед, создавать что-то, что даст энергию всему окружающему. Создавать в попытках угнаться за собственной искрой, сформулировать неформулируемое и разобраться хотя бы немного в самой жизни. Отдать ей дань своим пристальным вниманием и нетривиальной попыткой украсить ее, подарив ей образы, зародившиеся внутри – в голове, душе и сердце. На пленке или в цифре, сексуального, социального или какого-либо другого рода – неважно.
В конечном итоге, все спасательные круги, все соломинки, за которые мы хватаемся и пути, которые выбираем, ведут нас к главному фетишу – к Жизни. Жизнь как венец фетишизма, проявляющийся ежеминутно, ежесекундно – разве это не прекрасно? И кино, серьезная зависимость, – прекрасная возможность насладиться Жизнью, изучить ее и отдать должное.
«Найди то, что ты любишь и пусть это убьет тебя». Я позволю себе перефразировать эту цитату моего любимого писателя. Найди, что ты любишь и пусть это подарит тебе жизнь. Спорное утверждение, но попробуем верить в лучшее. Пусть наши фетиши дарят нам тягу и волю к жизни. А смертью и так все закончится. Жизнь нас убьет в любом случае, так пусть она при этом будет нашей главной любовью и культом. Так, наверное, будет легче и интереснее. Это своего рода страсть к собственному убийце, наивысшая форма мазохизма и увлекательнейшая битва. То самое кино о любви, которое мы снимаем, заранее зная, что любовь эта нас и убьет. Истинная красота святой фетишизм.
ТОКИЙСКИЙ ДЕКАДАНС / ТОПАЗ (Topâzu) – режиссер Рю Мураками, 1991
Японский писатель Рю Муракми написал замечательную книгу о проститутке по имени Ай (Любовь, то бишь) и сам же экранизировал свой роман. Фильм отличается от книги, да. И он может показаться на первый взгляд затянутым и слишком медленным. Но это лишь на первый взгляд. Главное, не ожидать динамизма и какого-либо экшна. Большой город, тяжелая жизнь проститутки, которая сталкивается с разными клиентами – безумными, жестокими, садистами и мазохистами. И среди всего этого обыденного безумия современной цивилизации – медлительное, размеренное и тягучее одиночество главной героини. Духовное одиночество, граничащее с тихим, смиренным сумасшествием.
Постельные сцены, диалоги и ролевые игры – все тоже иногда даже слишком размеренное и не понарошку. Есть в этом фильме и фетишизм в достаточной мере и страх перед жизнью в одиночестве, перед бытием, как таковым. Фетиши преподнесены в «Топазе» без прикрас и обмана. Все – как есть, глазами одинокой, молодой и напуганной ночной бабочки, и сквозь призму опыта неглупого и талантливого японца. Приятного и вдумчивого вам просмотра.

This slideshow requires JavaScript.

ДЕКАДАНС (Decadence) – режиссер Эндрю Блейк, 2000
Эндрю Блейк – сценарист, режиссер, продюсер, художник и просто мастер на все руки. Славен он тем, что снимает арт-порно. Да, именно арт и, как ни крути, порно. И с тем, и с другим у него все выходит просто отлично. Здесь вам практический полный набор многочисленных сексуальных фетишей. И все очень красиво и небанально. Это – не привычное порно, которое кому-то приелось, кого-то смущает или оставляет безразличным (бывают и такие).
Блейк любит, чтобы все было красиво, чтобы ракурсы удивляли, цветовая гамма и пространство радовали глаз не меньше актрис, а музыкальный ряд варьировал от экспериментальной электронной музыки до полной тишины. Зачастую создается впечатление, что на экране мы видим не постановку, а мастерски заснятую жемчужину очень аккуратного и дотошного вуайериста. Эстет до мозга костей, истинный знаток страсти и всевозможных фетишей, Эндрю Блейк сумел сделать из порно действительно искусство.

This slideshow requires JavaScript.

ВЕНЕРА В МЕХАХ (Venus in Furs) – режиссер Виктор Ньивенхейс, 1994
Очередная экранизация культового романа Леопольда фон Захер Мазоха. Очередная, но единственная в своем роде. Режиссер в этой киноленте передал общую суть и чувственную сторону истории любви Северина и Ванды фон Дунаевой. Фильм получился очень атмосферным и по-хорошему чересчур эстетским. Тема садизма и мазохизма раскрыта не просто полностью, а с поэтичной точностью. Черный, белый и серый – лучшие цвета, которые только можно было выбрать для того, чтобы передать всю визуальную насыщенность этой драмы. Ванда не хочет, но играет в эту игру. Северин хочет, но боится дойти до точки невозврата. И они доходят. И вся болезненность, вся жестокость настоящей одержимости любимым человеком, превозносимым до уровня божества – все это режет нервы зрителю, который понимает главных героев.
Очень странная экранизация, напоминающая театральную постановку, где актерам плевать на зрителя, потому что они по-настоящему терзают друг друга своей любовью, зная наперед, что все закончится крахом. Фетиш как он есть – удовольствие и одержимость, дающие энергию, а после… А после – будь, что будет.

This slideshow requires JavaScript.

ЧТО НИ ДЕНЬ, ТО НЕПРИЯТНОСТИ (Trouble Every Day) – режиссер Клер Дени, 2001
Представьте себе, что вы не можете достичь оргазма, как все нормальные люди. Вам для этого нужно во время полового акта, помимо всего прочего, есть своего партнера. Не очень-то это удобно и практично. Любовников не напасешься, а если уж говорить о сексе по любви, то вообще – это проклятье и драма. Собственно, с такой вот проблемой и сталкиваются главные герои фильма талантливой Клер Дени. Некий ученый, проводя эксперименты с человеческой сексуальностью, допускает ошибку, в результате которой молодой человек вынужден поедать всех, с кем спит. А у него жена и медовый месяц в Париже. Там он встречает женщину, супругу этого врача, у которой та же проблема. Конечно, они влюбляются и теперь вынуждены искать пути решения своей проблемы.
Поедание заживо своих любовников, неразрешимая трагедия и самоубийственная любовь – прекрасный набор. Уделите, пожалуйста, время и эмоции этому фильму. И, кстати, хочу также обратить ваше внимание на очень сильный и интимный саундтрек. Tindersticks отлично уловили атмосферу, передав в своей музыке то, что порой, кажется, оставалось за кадром.

This slideshow requires JavaScript.

БЕЗУМНЫЙ СЕСИЛ Б. (Cecil B. DeMented) – режиссер Джон Уотерс, 2000
А на закуску эпичный фильм эксцентричного и гениального Джона Уотерса. Кинолента о том, как нужно любить и снимать кино. Не смотря на отсутствие бюджета, бездарных актеров, безумную съемочную группу – а может быть, как раз, благодаря такому набору, и получается настоящее Кино. Безумный киноман хочет снять свой «правильный» фильм. Он ненавидит Голливуд за фальшь и тупость, Сесил Б. считает, что кино должно быть честным, реалистичным и для души. Для этого он похищает гламурную кинозвезду и в компании съемочной группы, состоящей из психопатов, снимает свой шедевр.
«Безумный Сесил Б.» – настоящая находка для киноманов и кино-фетишистов. Кино о том, каким кино должно быть. Здесь вам и па в сторону Кеннета Энгера, Сэма Фуллера, Дэвида Пикенпа и прочих культовых режиссеров. И Мелани Гриффит в главной роли, изображающая суперзвезду, вынужденную сниматься в «нечеловеческих» условиях независимого кино. Здесь идея Кинематографа с большой буквы. То есть, по сути, данный фильм – это одно из воплощений киношного фетишизма во всей его красоте. Любите кино, хольте и лелейте этот замечательный фетиш, который дает нам смех, силы, знание, страсть и тягу к жизни.

This slideshow requires JavaScript.

Author