When You’re Strange: Ненависть к человечеству

Ненависть к читателю, зрителю и слушателю – едва ли не один из самых сложных и неблагодарных путей, которые может выбрать себе творец. Однако, как известно, люди неординарные ищут себе приключения и опасные дороги на ровном месте. Что может быть интересного в том, чтобы умаслить зрителя тем, что он хочет видеть на экране? Прагматизм, хорошо оплачиваемый конформизм, приносящий славу, признание и печеньки. Это так просто и так уныло, а уныние – грех!
Куда интереснее снимать так, чтобы и высказаться, и потрепать нервы зрителю. Причем, не откровенными картинками и топтанием по мозолям, чтобы люди позлились, но, в конце концов, стали лучше и морально подросли. Нет, интересно некоторым трепать нервы наплевательским отношением, полным отсутствием уважения к мнению людей перед экраном. У вас есть какие-то понятия о морали? Ох, жаль. Вы, Господи прости, считаете себя эстетом-интеллектуалом? Ну, приплыли! Для некоторых режиссеров такие люди – идеальная мишень.
Итак, есть фильмы, которые приносят удовольствие только их создателям, по большей части. А слишком серьезный и ответственный зритель, глядя на всю эту вакханалию, приходит в недоумение: а как же Эйзенштейн?! А где же кондовый гуманизм, где рост главного героя, где мораль и осмысленность?! Ан-нет! Не дождетесь!
Ненависть – слишком сложная, слишком личная субстанция, чтобы распылять ее на какие-либо общие понятия и явления. Нужно сосредоточиться на главном участнике кинематографического процесса – на зрителе. Окунуть его с головой в кино, которого он не ожидал, искупать его в изысканной агрессии, когда бедняга осознает, что его ненавидят, преподнося продукт, который можно назвать плевком в лицо.
Повторюсь, дело не в конкретных образах и архетипах (хотя, и они присутствуют), неприемлемых для зрителя, отягощенного определенным культурным кодом. Дело, в первую очередь, в самом отношении к любителю кино. Авторы не спорят, не щекочут нервы и не подталкивают к каким-либо размышлениям. Им, попросту, наплевать. А когда наплевательское отношение подкреплено неоднозначным и провокационным видеорядом, смесь получается страшная. И, конечно же, достойная внимания истинного эстета, чей вкус не испорчен такими понятиями, как: «хорошо, правильно, смысл, мораль, суть, должны-же-быть-какие-то-рамки». Как писал замечательный критик Яркевич: только настоящий эстет в состоянии оценить всю красоту «плохой литературы». То же самое можно сказать о любом творческом порыве и конечном продукте. Забудьте о «хорошем вкусе» – он портит нас, заражая убогим снобизмом и узким мышлением.
Обратите внимание на фильмы, которые ненавидят вас, в частности, и все человечество, в целом. А за что его любить? За цивилизацию, ведущую нас к полному краху? За 95 процентов, сами знаете кого? За войны, нетерпимость, бесконечную человеческую тупость и культ денег ради денег? Ну, нет! Уж лучше насилие ради насилия, уничтожение ради очищения! Эксплуатационное кино, снятое, чтобы оплатить счета копейками, заработанными на прокате. Метафизический порыв, целью которого является выражение той самой всеобъемлющей ненависти и тяги к саморазрушению. Тяга эта является последней надеждой для нас всех, втянутых в безумную и, в какой-то степени, бессмысленную игру в глобализацию, хороший вкус, общечеловеческие ценности и всепоглощающий идиотизм, тщательно скрываемый за маской позитивизма и так называемых «добра» и «человечности». О какой человечности может идти речь, если человечество делает все, чтобы разрушать? Остается только уничтожить себя, зрителя, сжечь все и всех. Ненависть без вкуса, но с конкретным вектором – «человеки» и их житие-бытие. Огонь!
ДРАГСПЛОИТЕЙШН (DRUGSPLOITATION)
Как вы уже догадались, к данному жанру относятся фильмы о наркотиках. Культ употребления «веществ», удовольствия от измененных состояний и живые картины саморазрушения.
Что мы видим на экране: загнивание вперемешку с экспериментами разного характера. Но суть у всех экспериментов одна – соревнование с жизнью, уничтожение себя как привычной для всех окружающих единицы. Жизнь на износ, ускорение на пути вниз, на дно со всеми вытекающими радостями: уродливый мир, секс, насилие, все больше удовольствий, зубы крошатся, волосы выпадают, памяти нет. До отупения, до самого конца. Кто-то это делает ради удовольствия, как такового. Кто-то думает, что ищет себя. При всей неоднозначности такого явления как «наркотики», однозначно в данной ситуации одно – все это ведет к моменту уродливой красоты или очаровательного уродства. Затем шарм спадает и остается чистой воды безумие и, в большинстве случаев, трагедия.
Разве это не замечательно?
Редко, крайне редко вы встретите в такого рода фильмах морализаторство и вывод о том, что лучше не употреблять, а завести собаку и пить чай с мятой после тяжелого рабочего дня. По большей части, драгсплоитейшн въедается мозг чудовищными картинками быта типичных drug-addicts: тошнотворная и безысходная атмосфера, в которой, собственно, и заключено основное (если не единственное) очарование фильмов. Культ этот антигуманный, по чьим-то меркам, чудовищен и недопустим. Но кого это волнует? Верно, уж точно не нас.

This slideshow requires JavaScript.

История героинщика (Story of a Junkie) – режиссер Лех Ковальски, 1987 г.
Жуткий в своей правдивости фильм о мужчине, который приезжает в страшную и манящую «столицу мира» – Нью-Йорк. Его переполняют амбиции, он хочет добиться славы и успеха, однако безумное общество заражает даже сильных и уверенных в себе отчаяньем и безысходностью. В итоге, главный герой становится героиновым наркоманом, и катится, катится, катится. Приятного просмотра, что ли.
Синяя радость (Blue Sunshine) – режиссер Джефф Либерман, 1978 г.
Наркотики, вечеринка, страшное тройное убийство. Никто ничего не понимает, не помнит, а главный герой, являющийся главным подозреваемым, ударяется в бега. Годный фильм по теме.
БЛЭКСПЛОИТЕЙШН (BLAXPLOITATION)
Поджанр эксплуатационного кино, посвященный теме чернокожих. Ключевыми фигурами обычно являются черные гангстеры, сутенеры, проститутки, полицейские, драгдилеры и прочие почетные члены американского общества. До невероятия очаровательный жанр, в котором смешано все, что нужно любителю хорошего «плохого» кино: насилие, юмор (черный в любом смысле), грязь, ненависть и абсолютно наплевательское отношение ко всем нормам морали, добра, хорошего вкуса и прочих никому не нужных вещей.
Черные мамочки, режущие сутенеров с жутким смехом, продажные копы, притоны с шикарными черными проститутками на героине. Все очень задорно, нагло и очень красиво. Да-да, это действительно красиво стильно и сексуально, поэтому ни в коем случае не упустите из виду столь самобытный и уникальный жанр, как блэксплоитейшн.

This slideshow requires JavaScript.

Клеопатра Джонс (Cleopatra Jones) – режиссер Джек Старретт, 1973 г.
Обворожительная Клеопатра, специальный агент ФБР, всеми силами борется с наркобизнесом. Она сексапильна, умна и сильна – идеальная женщина на страже закона. Главный ее враг – Мамочка, драгдилер и просто воплощение Зла этого мира.
Убойное кино, классика блэксплоитейшн.
Блакула (Blacula) – режиссер Уильям Крейн, 1972 г.
Каноническая классика жанра. Победоносный фильм, в котором блестящая идея реализована прекраснейшим образом.
Ну, вот скажите, сколько можно смотреть на белых, субтильных вампиров и, тем более, вампирш! Такие бледные, изысканные и одинаковые. Красота черного тела давно уже требовала заразить себя страшным вирусом бессмертия и вампиризма. И вот это случилось, наконец-то! Африканский принц попадает к Дракуле, который делает из бедняги вампира. Остальное, как говорится, история…
Шикарные черные женщины вампирши, неподражаемый главный герой и, конечно, кровь-кровь-кровь. Фильм из разряда «маст си».
ХИКСПЛОИТЕЙШН (HIXPLOITATION)
Это – жанр-любовь! Это – страсть, идиотизм, безумие и смех гнилых зубов. Почему так? Да потому что хиксплоитейшн посвящен определенной социальной прослойке любимого мною юга Соединенных Штатов – реднекам. По-нашему, это гопники, колхозники, рогули. Говор, как с кашей во рту, который понимают только на юге, самогон, флаги Конфедерации, клетчатые рубашки, насилие, непроходимая тупость, неслыханная жестокость, изнасилования, расизм, садизм, инцест и премии Дарвина. В общем, полный набор для истинных ценителей хорошего кино с ужасами, кишками (gore), блэкджеком и очень своеобразным юмором.
Деревенщина будет резать, тупить, насиловать – и все ей до лампочки. Злое кино, являющее собой ненависть без границ. Эти люди существуют и оправданием их образу жизни являются они же сами. Они – та самая эксплуатационная ненависть, направленная на зрителя, на человечество и на весь мир, в целом. Ничего хорошего и светлого.
Толчок к развитию данного поджанра дала классическая кинокартина Тоуба Хупера «Техасская резня бензопилой». Однако очень быстро хиксплоитейшн выделился в отдельный жанр.

This slideshow requires JavaScript.

У холмов есть глаза (The Hills Have Eyes) – режиссер Уэс Крэйвен, 1977 г.
Классический фильм от одиозного режиссера. Семья попадает в аварию и вынуждена провести несколько дней и ночей в пустыне посреди Штатов. По идее, здесь никто просто не может жить – настолько это место угрюмое и неприспособленное для человека. Однако проблема в том, что люди такие создания, которые приспособятся где только можно. Семейству приходится столкнуться с жуткими подобиями рода человеческого, которые за годы изоляции одичали и превратились в настоящих монстров (моральных, естественно). Насилие и абсолютная бесчеловечность ожидают зрителя на протяжении всего фильма.
Дом 1000 трупов (House of 1000 Corpses) – режиссер Роб Зомби, 2003 г.
Роб Зомби – гений, который умеет разложить все по полочкам и повеселить зрителя неординарным юмором. «Дом тысячи трупов» – шедевр на все времена, прославляющий реднеков, американский юг, ужасы, насилие и китч. Эта кинолента являет собой своего рода альманах хиксплоитейшн-классики и слэшеров. Здесь искушенный зритель найдет множество отсылок, аллюзий и цитат из классики жанра. Безумное семейство, промышляющее всем, что только может быть вне закона. Но главное для них – насилие, смерть и веселье!
«Жизнь и смерть – бессмысленны, а боль – Бог» – этим все сказано. Фильм тысячи просмотров.
КАРСПЛОИТЕЙШН (CARSPLOITATION)
А вот это поджанр не только для любителей насилия, секса, лютых фемин, но и, в первую очередь, для ценителей машин. Главным объектом поклонения в фильмах карсплоитейшн являются разного рода машины. В первую очередь, естественно, спортивные. Брутальные мужчины, устраивающие гонки на выживание, банды на дорогах, соревнующиеся между собой. Убийства на дороге, разбитые авто, пылающие и взрывающиеся. Вот, с чем вам предстоит иметь дело, знакомясь с лучшими образчиками жанра.
Но не стоит унывать – вам не станет скучно от сплошных машин и унылых, однообразных гонок, ни в коем случае! Ненависти будет, хоть отбавляй. Причем, сразу в двух направлениях – и людям достанется, и железным друзьям. Зачастую даже не знаешь, кого жаль больше.

This slideshow requires JavaScript.

Смертельные гонки 2000 (Death Race 2000) – режиссер Пол Бартел, 1975 г.
Продюсер Роджер Корман, есть еще вопросы? Король безбюджетного эксплуатационного кино приложил свою мозолистую руку к совершенно гениальному фильму, являющемуся одним из столпов жанра. В Америке будущего проводятся страшные соревнования: автомобильные гонки, целью которых является набор максимального количества очков путем уничтожения пешеходов. Такой вот «Национальный Спорт» будущего. Очень много насилия, черного юмора и цинизма. Плюс внезапный «гуманный» финал. Любите-не любите машины, а фильм этот смотреть нужно, без сомнения.
Доказательство смерти (Death Proof) – режиссер Квентин Тарантино, 2007г.
Закроем глаза на совершенно идиотский и некорректный перевод названия блестящего фильма. И откроем глаза и сердце прекрасной дани карсплоитейшн-фильмам от Тарантино. Любит он всякий exploitation, не стали исключением и автомобили и прекрасные красотки в них. Очень тонкий юмор в длительных диалогах девочек, которые решили просто хорошо провести время. Просто фантастический Курт Рассел – потасканный неадекват с лицом алкоголика. И насилие, насилие, смерть, насилие, секс и много смеха. Вообще, я помню, как многие плевались, когда вышел этот фильм, мол, нудно, скучно, ни о чем. Так вот, зная теперь, что такое карсплоитейшн и откуда растут ноги, я уверен, вы сможете насладиться в полной мере этой очень неглупой и по-настоящему стильной картиной.
НАЦИСПЛОИТЕЙШН (NAZISPLOITATION)
Как уже можно догадаться из названия, это – поджанр эксплуатационного кино, главным фетишем которого является тема нацизма и Третьего рейха. Ясное дело, что в рамках данного жанра с особой радостью и фантазией авторы фильмов любят раскрывать темы секса и насилия. Одни зрители плачут кровавыми слезами, другие – умиляются. И правильно: много ненависти, много всевозможного секса на любой, даже самый изысканный вкус. Все это с соответствующей атрибутикой и при специфическом антураже. Обычно действие происходит либо в концлагере, либо в публичном доме для офицеров SS, либо, на худой конец, просто в тюрьме.
Богатый и человеконенавистнический жанр – от всей души рекомендую. Один из лучших и самых спорных.

This slideshow requires JavaScript.

Ильза – волчица СС (Ilsa: She Wolf of the SS) – режиссер Дон Эдмондс, 1975 г.
Один из лучших фильмов жанра. Все, как в учебнике эксплуатации: концлагерь, жестокая и сексуальная надзирательница по имени Ильза, издевающаяся над заключенными. Мужчины проходят через ее постель, женщины корчатся в страшных муках. А ненасытная Ильза проводит страшные опыты над несчастными, пытаясь доказать, что женщины боль переносят легче, чем мужчины.
Фильм, который просто должен быть в коллекции у любого киномана. И точка.
Салон Китти (Salon Kitty) – режиссер Тинто Брасс, 1975 г.
Блестящая кинолента итальянского мастера эротики о временах нацистской Германии. Бордель для «избранных», в котором предаются всевозможным усладам высшие чины Вермахта.
Блестяще снятый, эстетский шедевр для максимально широкого круга зрителей. В принципе, достаточно тяжело, живя в наше время, хотя бы не слышать об этом фильме. Если же вдруг так случилось, что вы не видели сие творение, то обязательно отбросьте все дела и посмотрите-таки. И хотя фильм по сути своей есть ни что иное, как манифестация идеи антифашизма, все черты нацисплоитейшн налицо. Да и на становление самого жанра (по крайней мере, с визуальной точки зрения) он повлиял, как никакой другой фильм.
СЕКСПЛОИТЕЙШН (SEXPLOITATION)
Ну, и напоследок – клубничка. Конечно, сексплоитейшн! По сути, самый интересный, насыщенный и богатый поджанр эксплуатационного кино. Здесь собрано все, любая тематика и любой сюжет уместны. Здесь могут быть и ужасы, и драма, и боевик – неважно, главное, что на экране систематически появляются обнаженные тела и, собственно, много-много секса. Режиссеры, работавшие в данном жанре, в принципе, никогда не брезговали какими-либо темами. Подходит любой сюжет, ведь любую ситуацию можно свести к сексу. Поэтому, рассматривая сексплоитейшн, можно с легкостью отнести к нему еще несколько поджанров эксплуатационного кино, но об этом чуть ниже.

This slideshow requires JavaScript.

Сексуальное безумие (Sex Madness) – режиссер Дуэйн Эспер, 1938 г.
Очень редкий и сумасшедший фильм, о том, что может стать с хорошей девочкой, если она попадет «не в ту ситуацию». Пришла на кастинг, поучаствовала в оргии, заразилась сифилисом. А дальше – только хуже. Классическая эксплуатация аж 38-го года производства!
99 женщин (99 Women) – режиссер Джесс (Хесус) Франко, 1969 г.
Джесс Франко, как никто, знал, что и как делать с обнаженными женщинами на экране. Особенно, если есть прекрасная идея снять фильм о женской тюрьме, находящейся на отдаленном острове, где может происходить все, что только душа безумного режиссера пожелает. Множество женщин, тюремные порядки, а соответственно, насилие, лесбийский секс, садизм и прочие радости эстетствующего эксплуататора. Фильм можно отнести также к поджанру, именуемому WIP (Women In Prison), то бишь, женщины в тюрьме. Но, во-первых, о WIP нужно писать отдельно и много. Во-вторых же, все эти поджанры поджанров, на самом-то деле, приятнуты за уши, ибо как было уже сказано выше, все это – сексплуатация.
Мы рассмотрели самые интересные, на наш взгляд, поджанры эксплуатационного кинематографа, полные нечеловеческого отношения к зрителю и окружающему миру. Описанные выше –плоитейшны самые яркие и показательные. Оставшиеся подвиды являются производными вышеописанных. Поэтому, лишь приведу ниже список разной эксплуатации, которая может показаться кому-либо интересной.
Женщины в тюрьме (Women in Prison) – о нем сказано выше. Тюремная сексплуатация.
Pinku Eiga– японский сексплоитейшн. Жестокий и разухабистый.
Нансплоитейшн (Nunsploitation) – сексплуатация на тему монашек. Много лесбийского секса и черных месс.
Порношаншада (Pornochanchada) – бразильский сексплоитейшн.
Байкерсплоитейшн (Bikersploitation) – то же, что и карсплоитейшн, только на тему мотоциклов.
Мексплоитейшн (Mexploitation) – то же, что и блэксплоитейшн, только на тему мексиканцев.
Брюсплоитейшн (Brucesploitation) – низкобюджетные фильмы, которые всячески используют образ Брюса Ли.
Ворсплоитейшн (Warsploitation) – по большому счету, все унылые боевики восьмидесятых, снятые на волне успеха «Рэмбо».
Тинсплоитейшн (Teensploitation) – для любителей посмотреть на разлагающихся (во всех смыслах) подростков. И секс, и наркотики прилагаются, поэтому отдельно рассматривать данный поджанр нет смысла.
Панксплоитейшн (Punxploitation) – то же самое, только вместо подростков панки.
Джанглсплоитейшн (Junglesploitation) – форменное безумие на очень уж искушенного зрителя на тему приключений в джунглях. Особо здесь нет ни ненависти, ни чего-либо подобного. Странная штука, в общем.
Мондо (Mondo) – документальная (либо стилизованная под) эксплуатация на тему всего, что шокирует среднестатистического зрителя, начиная, естественно, с секса, и заканчивая насилием и смертью. Типичные примеры: «Шокирующая Азия» и «Лики смерти».
Приятного вам погружения в кино, создатели которого ненавидят всех и вся, и вас в том числе!

Author