Вечное «Ожидание»

В этом году исполняется сто лет со дня начала Первой мировой войны. Многие произведения композиторов Нововенской школы наполнены предчувствием трагических событий. Такова моноопера австрийского композитора Арнольда Шенберга – «Ожидание». Мы решили вкратце рассказать о том, что же это за явление.

Портрет Шёнберга кисти Шиле
Незадолго до начала Первой мировой войны австрийский композитор Арнольд Шёнберг пишет одно из своих самых важных произведений – монооперу «Ожидание», и в каком-то смысле она ожидает своего времени до сих пор: музыка Шёнберга и его учеников Антона Веберна и Альбана Берга и сейчас многим кажется авангардной, новой, непонятной. Шёнберг в своем «Отношении к тексту» объясняет причины неприятия так: средний слушатель считает, что «музыкальное произведение должно вызывать те или иные ассоциации, в противном случае оно останется непонятым, ничего не породит». Шёнберг считал такой подход фальшивым и банальным.
Все поверхностное, романтически чувственное, излишне человечное Нововенской школой отрицается. Для того чтобы приблизиться к хаосу действительности, выразить трагизм и абсурд происходящего, Шёнбергу, а вслед за ним Бергу и Веберну пришлось прибегнуть к радикальным реформам, сформировавшим новый, аскетичный, но при этом экспрессивный и эгоцентричный стиль.
Методы реформирования. Программные произведения.
Основа реформы Шёнберга – отказ от тональной музыкальной основы. Впрочем, часто композитор просто пытался совместить все тональности сразу, а не отказывался от них. Так что музыка нововенцев часто была не столько атональной, сколько пантональной. Атональная (и пантональная) основа, в свою очередь, привела к сокращению состава инструментов, большое количество которых поначалу было сложно совместить в новой системе.
Открывает Шёнберг и додекафонный (двенадцатитоновый) метод. Для создания подобных произведений он использовал серии, состоящие из 12 неповторяющихся звуков.
Первое атональное произведение – “Три пьесы для фортепиано” ор. 11 – Шёнберг пишет в 1909 году. В это же время он создает додекафонные оперы «Ожидание» и «Счастливая рука».
Опера «Ожидание» – это монолог женщины, которая пришла на свидание в лес, где обнаружила своего любимого мертвым. «Ожидание» стало, пожалуй, самым важным экспрессионистским музыкальным произведением. Для этой монооперы характерна гипертрофированная страстность, если не сказать истеричность. В этой эмоциональности видны отголоски раннего увлечения Шёнберга романтической традицией (в особенности Вагнером).

Ни в «Ожидании», ни в «Счастливой руке», ни в более поздней мелодраме «Лунный Пьеро» (1912) оркеструже не играет такой роли, какая была у него в доатональный период. Новым произведениям ближе не огромный оркестр, а ансамбль.
Циклом «Лунный Пьеро» Шёнберг открывает еще одну особенность новой музыки – «речевое пение»: звуки мелодии произносятся, а не поются (хотя по высоте звуки фиксированы).
Большинство произведений Шенберга и его главных последователей – Берга и Веберна, были посвящены важным трагическим событиям начала 20-го века. Критическое отношение к действительности, постоянное обличение буржуазного общества, чуткость к судьбе «маленького человека» особенно проявились в «драмах крика» – операх Алана Берга.
В 1921 году Берг пишет оперу «Воццек» по драме Г. Бюхнера. Это история нищего денщика, которому изменяет жена Мари – единственный близкий ему человек. Герой не переносит предательства: убивает жену и сам тонет в болоте. В опере «Воццек» для передачи всех деталей и интонаций социальной и личной трагедии Берг использует множество новых приемов: вводит несколько видов речитатива (промежуточное звучание между пением и речью), перерабатывает и совмещает в одной опере различные музыкальные жанры (марш, колыбельная, пассакалья, симфония, соната, полька). Есть в «Воццеке» и изобретенное Шёнбергом «речевое пение». После 137 репетиций премьера оперы состоялась в 1925 году в Берлине, но вскоре постановку закрыли. Теперь же «Воццека» ставят в крупнейших оперных театрах. Несколько лет назад в Большом театре произведение поставил радикальный оперный режиссер Дмитрий Черняков.
Во время Второй мировой войны нововенцы продолжают писать о бедствиях эпохи. В 1942 году Шёнберг пишет «Оду Наполеону» (на слова Байрона), а в 1947 году – кантату «Уцелевший из Варшавы».
Сочинения Антона Веберна отличаются от сочинений Шенберга и Берга своим небольшим размером и отсутствием конкретной тематики. Веберн не пишет опер, он пытается вместить в совсем маленькое (иногда минутное) произведение все идеи, которые не имеют конкретного образного оформления, они существуют в мире абстрактного, и потому менее понятного и близкого. Он как будто сжимает во времени то, что раньше было доступно только в большом масштабе.

Додекафонная и атональная реформа нововенцев, отказ от традиционной поверхностной музыкальной образности, страстная диссонансная система, говорящая об эпохе гораздо больше, чем очеловеченная традиционная гармония, и, наконец, предельное сжимание времени формируют абсолютно новую философию музыки. Нововенская школа оставила наследие, которое развивают и переосмысляют на протяжении 20-го и теперь уже 21-го века.

Author