WHEN YOU’RE STRANGE: ВЕЛИКИЙ И ЕДИНСТВЕННЫЙ

Вот и настало время поговорить о Нем. Самый любимый, великий, ужасный и единственный в своем роде – Джесс (Хесус) Франко! Личность настолько уникальная и монументальная, что понадобится написать отдельный трактат, чтобы выразить всю мощь его, не побоюсь этого слова, Искусства. Однако мой скромный топ имеет рамки, поэтому я оставлю здесь лишь десять фильмов, которые нужно видеть даже не для того, чтобы знать Маэстро, а для того, чтобы знать, что такое кинематограф как искусство. Фильмов у Франко свыше двух сотен (он сам не мог вспомнить точное количество). Так что, эти десять – просто «маст си» эстетического упоения, визионерства и еще много-много чего. Естественно, от восемнадцати и старше.
1. Дьявольский доктор Z (Diabolical Doctor “Z”) – 1966
Этот фильм также называется «Мисс Смерть», что куда уместнее, однако для американского проката названия всегда меняют лютым и непостижимым способом. Суть такова: старый, больной доктор приезжает на медицинский конгресс и предлагает коллегам занимательный способ решить проблему с насилием в рамках всего человечества. Доктор Z изобрел чудо-машину, с помощью которой можно проникнуть в мозг пациента и воздействовать на специальные области головного мозга, отвечающие за агрессию и насилие. Сами понимаете, это все – просто подводка к хорошей истории, а не сайнс-фикшн или еще что. Бульварщина, которая за небрежностью скрывает истинное искусство, преподнесенное широкими мазками, но с поразительной, даже хирургической точностью к деталям.
Коллеги доктора называют фашистом, нацистом и прочими приятными вещами и запрещают ему проводить опыты, тем самым доводя его до сердечного приступа. И вот начинается самое интересное. Его дочь Ирма (невероятная Мейбл Карр, в которую влюбляешься сразу же и навсегда) принимает решение продолжить работу отца, а также во что бы то ни стало отомстить всем врачам, которые довели беднягу до смерти. Дело благородное и требующее серьезного плана и соратников… Превосходное черно-белое кино с великолепной звуковой дорожкой (кстати, у Франко она везде играет особую роль), красивыми женщинами и, конечно, убийствами.
2. Вампирши-Лесбиянки (Vampyros Lesbos) – 1971
У дедушки Хесуса была муза номер один – Соледад Миранда: блистательная, сдержанная и, словно созданная для таких ролей. В дальнейшем мы вернемся к ней, потому как появится и муза номер два, которая станет вообще всем-всем-всем для Франко и останется с ним до самого конца. Но, обо всем по порядку. “Вампирши-лесбиянки” – культовый фильм с Соледад Мирандой в главной роли. Настоящее декадентское эротическое кино о страсти вампиров – томное, тягучее, разъедающее изнутри похотью и темной стороной красоты и Эроса.
Сюжет этого фильма (как и большинства работ режиссера) незамысловат: графиня-вампирша живет в красивом, но тоскливом одиночестве на своем собственном острове. Она любит женщин – естественно! И вот по делам к ней на остров приезжает очаровательная девушка. Что происходит дальше, думаю, вы сами догадываетесь. Однако не стоит обращать внимание на, казалось бы, убогий сюжет. Это – Джесс Франко, здесь не надо ждать особой истории, здесь надо видеть, слышать и, главное, чувствовать. Эстет до мозга костей, убежденный визионер, он всеми своими картинами доказывал, что главное, в фильме – визуальная сторона, оргазм красоты и образов. И, конечно, музыка. Фильм сей поистине считается культовым не только среди франкофилов – посмотрите, и вы поймете, почему.
3. Развратная графиня (La comtesse perverse) – 1974
Знаете, на Джесса Франко можно вешать разные ярлыки – эксплойтейшн, сексплойтейшн, хоррор, эротика, порно (да, и его родимое он снимал под разными псевдонимами) – но это, если подходить к делу непредвзято. Я же подхожу предвзято, поэтому скажу так: Джесс Франко всегда снимал о смерти и любви. О неуловимой красоте, уходящей, испаряющейся и тающей во все нарастающем и усиливающемся натиске обывательского “хорошего вкуса”, который обернулся истинным крахом декадентской красоты и уникальности. Его эротика возбуждает куда больше, чем современные изыски арт-порнографов. Его порнография отдает чем-то упадническим и нездоровым, выдавая местами настоящий арт.
Что касается «Графини» – актрисы уже уверенно говорят нам голосами мегер, что смотреть сие необходимо. Таня Бюссельер, Элис Арно, Лина Ромэй (о ней ниже). Сюжет киноленты: шикарная графиня вместе со своим мужем живет на острове в огромном замке. Парочка любит разнообразные сексуальные утехи, а также охотиться на молоденьких девушек, а затем употреблять их в пищу. Отличное хобби, прекрасный образ жизни! Заманить наивных дурочек на остров помогает им другая, не менее колоритная парочка, живущая на материке. Блестящий фильм, образец того, как за копейки и очень быстро можно снять прекрасный фильм с откровенными сексуальными сценами, каннибализмом, издевательствами, любовью и множеством красивых людей.
4. Удовольствие на троих (Plaisir a trois) – 1974
И снова Элис Арно, Таня Бюссельер и Лина Ромэй. Женщины у Франко всегда были одна краше другой – проверенные напарницы в деле воспевания темных сторон Эроса. Итак, богатая жена возвращается из психиатрической лечебницы домой в родное поместье, к мужу-транжире, безумному садовнику и умственно-отсталой, сексуально-озабоченной служанке. В психушке она провела время неспроста – у нее есть особое хобби: отыскивать молоденьких девушек, привозить к себе в поместье, устраивать оргии, а затем убивать их. После – из трупов делать жуткие статуи у себя в подвале. Муж, естественно, любит это дело и всячески помогает в этом жене. И вот счастливая пара снова вместе, муж уже отыскал новую жертву, молоденькую похотливую девочку из дома напротив…
Фильм яркий, местами нездоровый, местами даже веселящий. Что радует – конец удивляет. Что особенно радует – Таня Бюссельер, исполняющая роль ну очень уж молоденькой девочки, сперва немного странно это видеть, но потом привыкаешь. Все красиво, в каждом движении, диалоге, в каждом кадре чувствуется эротизм, коим так насыщены фильмы испанского гения.
5. Юджени (Eugenie) – 1974
Де Сад (впрочем, как и Мазох) очень сильно повлиял на Хесуса. История этой любви очень трогательная и по-франковски особая. Прекрасная юная леди живет со своим отчимом-писателем. Она скучает, много читает и влюбляется в него. Отчим тоже явно испытывает далеко не отеческие чувства по отношению к молодой особе, такой милой, привлекательной и уже достаточно взрослой, чтобы предложить ей почитать нехорошую книгу, а затем… совершить идеальное убийство. Да-да, такие вот они интеллектуалы-эротоманы, мало им наград всяких и публикаций! Надо еще в жизни доказать себе, что ты способен на что-то большое, на настоящий поступок!
Влюбленная пара отправляется в другой город, где действует по тщательно спланированному плану, окончательной целью которого является убийство проститутки. Красивое убийство, под носом у всех, в фото-студии под видом эротической фото-сессии. И все, казалось бы, хорошо, все должно было получиться, но! Всегда есть кто-то, кто догадается, раскусит план и пригласит поговорить. В данном случае – это литературный критик в исполнении самого Джесса Франко. Уютный и в чем-то печальный фильм, особенно, если учесть конец.
6. Суккуб (Necronomicon) – 1968
Один из тех фильмов, которые нужно смотреть, не зависимо ни от чего. Вообще, в идеале, их стоило бы посмотреть все, чтобы ваш мир больше не был таким, как раньше. Однако такое удовольствие смогут вынести лишь законченные франкофилы, вроде меня. Если же вы лишь знакомитесь с творчеством Маэстро и не планируете особо изменять свои отношения с окружающей вас реальностью, то, конечно, стоит ограничиться данным топом плюс еще парой-другой шедевров.
Что же касается “Суккуба”, то это – фильм-безумие, в котором очаровательная актриса живет прекрасной жизнью, и, как и вы, уверен, не хочет, чтобы ее мир менялся: у нее замечательный любовник-кинорежиссер, она много путешествует и отдается всем радостям звездной жизни. Однако иногда ей кажется/снится, что она – Суккуб, который должен соблазнять и убивать всех и каждого. Ей кажется, что все это сны или безумные игры разума. Однако все, как обычно, оказывается не так просто. Блистательная Жанин Рейно, великолепная музыка, и, конечно, любовь, секс и убийства.
7. Портрет Дорианы Грей (Die Marquise von Sade) –1976
Вот мы и добрались до разговора о главной музе и женщине Джесса Франко – Лине Ромэй, которая сменила погибшую Соледад Миранду. Женщина-икона франковского кино, женщина-подвиг, которая смогла довести Великое Дело Маэстро до самого конца, работая с ним над всеми его безумными изысками от ужасов до откровенного порно. Дело не в том, что она обладала шикарным телом мегеры или невероятными актерскими данными. Дело в каком-то особом внутри Лины, в незаурядной внешности и умении творить чудеса в… постели. Постельные сцены – это то, что ей давалось лучше всего. Нет, не так. Это то, что не давалось никому и никогда так, как Лине Ромэй. Она обладала каким-то невообразимым эротическим магнетизмом. И красота ее – это не холеная красота европейских звезд того времени, нет. Это красота бледной нимфы, ожившей статуи, зазывающей сделать то, чего нельзя делать, но отказать уже невозможно. Сделать в последний раз, ведь уже все равно…
В 2012 году она умерла. Спустя год, скончался и великий декадент, последний из тех, кто делал такого рода Искусство из кинематографа. Таких людей, как Джесс Франко и Лина Ромэй больше не делают. Это и грустно и в то же время – правильно. Все равно их подвиг не повторить никому. Так и не надо стараться. Лучше просто создать себе уют, посмотрев “Дориану”. Я специально не писал ничего о сюжете. Все, что вам нужно знать – в главной роли Лина Ромэй.
8. Крики наслаждения (Gemidos de placer) – 1983
Франко любил повторять сам себя. Многие считали это халтурой, безыдейностью и прочими нехорошими вещами. Но мы не будем уподобляться этим людям, осознавая, что режиссер, который снимал по несколько фильмов в год, с трудом сводя концы с концами, при этом, стабильно выдавая визионерские шедевры, мог позволить себе хоть один и тот же фильм снимать всю свою жизнь. Хотя, умные люди вот так и говорили о Франко. О любви ведь снимал да о смерти, по сути, вот и все сюжеты его.
Вот и на этот раз история до боли знакомая и любовно-нездоровая. Жена из психиатрической лечебницы возвращается к своему благоверному, который знакомит ее с молоденькой любовницей. И они пускаются жить сладкой жизнью, предаваясь любовным утехам. Стоит ли за всем этим подвох? Без сомнения. Всю развязку увидит слуга-идиот, на глазах у которого веселая троица устраивает оргии. А слуга знай себе сидит и бренчит умиротворенно на гитаре. И создается впечатление, что она наперед знает непредсказуемую драматическую развязку.
До невероятия красивый и цельный фильм Маэстро.
9. Венера в мехах (Paroxismus) – 1969
А вот и время для сладкой-сладкой любви и романтической музыки и, конечно, Мазоха. Хотя, сразу стоит уточнить – это уж очень вольная интерпретация культового произведения. От книги, по сути, здесь только шикарная Ванда и меха. Ну, и мазохизм, да, но в остальном дело обстоит совершенно иначе. Музыкант знакомится с обворожительной Вандой, тут же влюбляется, и тут же теряет ее: девушку убивают, а бедняга еще и становится свидетелем этого страшного действа. Дабы забыть весь кошмар, он улетает на другой конец света, устраивается в клуб и начинает отношения с местной певицей. Но однажды в клубе появляется… Ванда. Сперва он не верит своим глазам, но одержимость невозможно никак убить. И все начинается заново. Болезненная любовь, тайны, страдания.
Примечательно, что, если у Мазоха Ванда была вынуждена делать то, что просил любимый, искренне не желая становиться той, кем он хотел ее видеть, то у Франко Ванда с огромным удовольствием издевается над разумом и душой несчастного влюбленного трубача.
Красивое и по-франковски романтичное кино, которое можно смотреть с девушкой (если она разделяет ваши воззрения) для того, чтобы создать определенную “атмосфэру”. А вообще, лучше просто брать и смотреть.
10. Девственница среди живых мертвецов / Ночь падающих звезд (La nuit des etoiles filantes) – 1973
На мой взгляд, это лучший фильм гения. Он выбивается из всего, что Франко снял за всю свою жизнь. Очень трогательная, сильная и болезненная работа. Дело в том, что фильм снят как своего рода реквием на смерть Соледад Миранды. После того, как она попала в автокатастрофу, у режиссера случилось легкое помутнение разума. Он очень тяжело переживал смерть своей дивы, но вместо того, чтобы уходить в запой или ехать в Тибет, он принял самое правильное решение, как показало время – он решил снять этот фильм-посвящение. В оригинале он называется “Ночь падающих звезд”, и это название прекрасно отражает то, что вы увидите на экране. “Девственница среди живых мертвецов” – это одно из названий для европейского проката, потому как прокатчики ждали от Франко обнаженки и ужасов, а тут – совсем не то…
Режиссер специально организовал студию, в которой и снял один-единственный фильм на свои деньги. Единственное целиком и полностью авторское кино Франко, которое утерло нос всему арт-хаусу за годы до появления самого понятия “арт-хаус”. Музыку написал, естественно, Бруно Николаи. И все в этом фильме с первых же кадров отдает умиранием – медленным, печальным и неизбежным. Девушка приезжает в поместье к погибшему отцу, которого она не видела много лет. В поместье проживает странная компания – дядюшки, тетушки, слуги, подруги. Они все поразительно спокойные, миролюбивые и, как выясняется, мертвые. Они просто ждали члена семьи… домой. Финальная сцена с уходом “к своим”, в объятья смерти достойна всех наград и памятников при жизни.
Об этой киноленте можно говорить часами, но лучше посмотреть этот атмосферный шедевр хотя бы один раз – и все станет на свои места.
Приятного просмотра! И от всей души буду рад, если вам понравится хотя бы один фильм моего любимого режиссера!

Author