WHEN YOU’RE STRANGE: РЕЖЬ НА ЗДОРОВЬЕ

Сегодня речь пойдет о холодных восьмидесятых и замечательном поджанре хоррора, именуемом слэшер. Насмотревшись итальянских джалло, американцы заполонили резней и кровищей экраны своей (и не только своей) страны. Они выдавали ежегодно огромное количество разного пошиба фильмов о маньяках в масках, убивающих подростков и женщин самыми изощренными (а также очень топорными) способами, в течение целого десятилетия. Пересмотреть их все – задача весьма сложная, поэтому я подобрал десятку знаковых, а иногда откровенно тупых (и оттого особо очаровательных) кинолент.
1. Хэллоуин (Halloween) – 1978, Джон Карпентер
Культовый фильм Джона Карпентера, который, по сути, положил начало волне слэшеров. Конечно, до этого был «Последний дом слева» Уэса Крейвена и «Техасская резня бензопилой» Тоуба Хупера, однако именно этот фильм стал своего рода толчком и вдохновением для целой плеяды хоррор-режиссеров. Фильм, снятый на скромные триста тысяч долларов, внезапно произвел фурор по всей Америке и собрал круглую сумму в прокате. Карпентер выступил сценаристом, режиссером и даже композитором – находка для продюсера, в общем. И все получилось: люди увидели в кинотеатре то, чего доселе не ожидали от кино (по крайней мере, американские зрители). Жуткий маньяк, скрывающий лицо за белой безликой маской, который безо всяких эмоций и каких-либо проявлений человечности находит жертву и убивает ее огромным ножом. Причем, как бы быстро вы ни бежали от Майка Майерса, он все равно вас настигнет обычным шагом. Сколько бы вы его ни били и ни выбрасывали из окна, он все равно останется жив. Майк Майерс – машина убийства, являющаяся воплощением всего Зла, которое только можно себе вообразить.
Фильм и сегодня более чем актуален, особенно, если вы любите классические ужасы, а не многомиллионные современные «страшилки», снятые о подростках для подростков. Стильно, атмосферно и местами по-настоящему жутко. Кстати, кроме первой части, у «Хэллоуина» есть еще пять сиквелов, однако, уверен, вам не стоит тратить на них время. Также есть версия Роба Зомби, которая просто великолепна и в ней исправлен один очень серьезный ляп, который имеет место быть в оригинале. Какой именно? Увидите сами.
2. Пятница 13 (Friday the 13th) – 1980, Шон С. Каннингэм
Естественно, без этого фильма тоже нельзя обойтись, когда речь заходит о слэшерах. Собственно, этот фильм отшлифовал почти сформировавшийся на тот момент канон жанра: убийца в маске безжалостно убивает всех плохих и непослушных, причем, обязательно действо происходит в какой-то определенный, знаменательный день. И, казалось бы, все просто и понятно, все мы знаем Джейсона Вурхиза, медлительного убийцу с огромным мачете и в хоккейной маске. Он же из «Пятницы»! Да, но…
Сам сюжет в наше время можно считать хрестоматийным: детский лагерь далеко от цивилизации, молодые люди, которые любят секс, алкоголь и не только, и, конечно, убийца, расправляющийся с вожатыми по одному в самых изощренных формах. Кстати, в отличие от того же «Хэллоуина», данная кинолента просто изобилует сценами убийств и количеством пролитой крови. Том Савини, который работал над спецэффектами в этом фильме, утверждал, что это был первый раз, когда перед камерой «отрубили голову», без монтажа, все на глазах у зрителя. В то время людей на премьере фильма это по-настоящему поразило.
А теперь вернемся к убийце. Не буду разбрасываться спойлерами, просто скажу, что культовый Джейсон уже в амплуа убийцы появляется не в первой части… На эту тему хорошо пошутил Уэс Крейвен в своем первом «Крике».
3. Кошмар на улице Вязов (A Nightmare on Elm Street) – 1984, Уэс Крейвен
Шикарное кино на любой случай жизни. Сие творение неподражаемого, умненького и хитрого Крейвена немного выбивается из всего бесконечного количества слэшеров. Дело в том, что главный герой (убийца, конечно) – персонаж не реальный и убивает он своих жертв во сне. Такой поворот абсолютно не характерен для слэшеров, которые построены на исключительном, порой даже слишком унылом реализме. Именно из-за этого Крейвену долго отказывали продюсеры и кинокомпании, утверждая, что это зрителю будет неинтересно. Однако судьба повернулась к режиссеру лицом, и фильм-таки вышел на экраны. Остальное, как говорится, история.
Никто не ожидал, что байка о маньяке-полицейском, который очень любит пугать и убивать детей в снах, станет такой популярной. Однако сборы в прокатах стали бить все рекорды, и даже крупные кинокомпании обратили внимание на жанр. В итоге, было снято несколько сиквелов «Кошмара на улице Вязов». Первые четыре интересно смотреть. Затем стало достаточно скучно и однообразно. Советую, кстати, посмотреть «Фредди против Джейсона» – на удивление неплохой фильм, хотя бы потому, что одну из главных ролей исполняет звезда r’n’b Келли Роуланд, очень красивая женщина, которая оказалась, как ни странно, неплохой актрисой.
4. Тихая ночь, смертельная ночь (Silent NightDeadly Night) – 1984, Чарльз Е. Селлер мл.
Так, с обязательными культовыми столпами жанра пока что разобрались. Теперь пришло время чего-то тупого и забойного (а такого среди слэшеров можно отыскать достаточно много). Вышло так, что слэшеры были уж слишком серьезны. Юмор, по какой-то непонятной причине, был в то время у сценаристов и режиссеров жанра не в ходу. Наверное, все дело в новизне и желании напугать и поразить путем не только крови и топоров, но и с помощью исключительной серьезности. И вот именно эта серьезность и заставляет подавляющее большинство «резни» тех лет смотреть со смехом.
И данный фильм является ярким тому подтверждением. Один из моих любимых, между прочим. Казалось бы, все серьезно и, можно сказать, жизненно: у мальчика детская травма из-за того, что его семью убивает, на секундочку, Санта-Клаус! Затем он попадает в приют, где очень жесткая настоятельница травмирует его и без того расшатанную психику. Потом он взрослеет, устраивается на работу и старается жить нормальной жизнью, но! Однажды он выпивает на Рождественские праздники, всплывают в голове страшные вещи, парень хватается за топор, начинает бегать по своему городку и с криком «Punish!» (Наказать!) рубит топором всех подряд. Могло бы быть страшно, но вышло смешно. То, как он бегает, сам наряженный в Санта-Клауса, в дурацких сапогах и кричит свое «ПАНИШ!», внезапно появляясь в кадре, просто вводит в ступор и вызывает дикий смех. В общем, обязательно посмотрите этот фильм – не пожалеете.
5. Спящий лагерь (Sleepaway Camp) – 1983, Роберт Хилтзик
Необходимый слэшер на все времена. Завязка кажется, в принципе, достаточно банальной. Девочка теряет отца и брата вследствие нелепого несчастного случая на реке. Вырастает она с тетей и двоюродным братом. Взрослеет она странно: необщительная и угрюмая, героиня вызывает у всех нервозность и подозрения. Поэтому когда будучи подростком, она с братом отправляется в летний лагерь, типичные жестокие тинэйджеры тут же начинают ее ненавидеть и всячески обижать. И следует череда разнообразных, изощренных и не очень, убийств. Жертвы – естественно, обидчики молчаливой бедняжки.
Фильм снят очень красиво и даже атмосферно. Но главное здесь не это, главное – развязка. Она удивляет и очень радует. В принципе, опытный зритель предчувствует, чем все закончится, однако даже искушенного синефила концовка все равно удивит. Замечательный фильм с блестящей актрисой в главной роли.
6. Мой кровавый Валентин (My Bloody Valentine) – 1981, Джордж Михалка
Конечно! Смотреть и еще раз смотреть! Многие слышали это название, но так ни разу и не видели фильм. Многие слушают и по сей день замечательную шугейз-группу с одноименным названием, но понятия не имеют, откуда этот Валентин взялся. Так вот, это – действительно очень кровавый фильм из разряда «маст си». Обратите внимание, что фильм снят в Канаде. В те годы очень много хорроров снималось в Канаде, потому что качество то же, а бюджет там требовался куда более скромный, нежели в Штатах. Поэтому Канада была своего рода Меккой для слэшеров.
Что касается фильма, в нем примечательно многое. Например, то, что в такой романтичный праздник, как День Святого Валентина, убийца выглядит крайне неожиданно и стремно: костюм шахтера со всеми вытекающими. На самом деле, это один из самых жутких персонажей слэшеров. Ты попросту не знаешь, что делать, глядя на него: бояться, смеяться или плакать. Скорее, все вместе. Но и без романтики не обошлось: он вырывает сердца жертв и присылает их людям в качестве валентинок. Очень мило, по-моему, даже напрашивается «ми-ми-ми» при таком повороте событий. Рекомендую смотреть этот фильм, когда у вас особенно романтичное настроение, а пары у вас нет – настраивает на нужный лад.
7. Выпускной / Школьный бал (Prom Night) –1980, Пол Линч
Говорю абсолютно серьезно, это завораживающий фильм с по-настоящему нездоровой, медлительной атмосферой и, конечно, моей излюбленной темой – выпускной бал. Суть фильма такова: дети играют в заброшенном здании в не совсем здоровую игру – в жертв и убийц. И маленькая девочка по общей глупости и жестокости выпадает из окна, и погибает. Дети, естественно, напуганы, они осознают, что вина лежит на их плечах, и поэтому они принимают вполне предсказуемое, глупое решение: молчать о случившемся. Взрослые им верят, потому что они же – дети! Плюс никто ничего не видел. Но ведь всегда найдется кто-то, кто в курсе дела…
Спустя годы, когда случившееся позабыто, вся компания празднует выпускной бал, на котором их планомерно начинает убивать незнакомец. Несложно догадаться, что это месть за погибшую много лет назад девочку. Как я уже говорил, атмосфера очень нездоровая и, я бы даже сказал, вязкая. И еще одна приятная мелочь: фильм тоже снят в Канаде.
8. Незнакомец (The Prowler) – 1981, Джозеф Зито
Создатели серьезно подошли к делу. Все началось еще в конце второй мировой, когда солдат, вернувшись с фронта в свой родной городок, узнал, что его благоверная – больше не его благоверная. Для него это, конечно, страшная трагедия. Тем временем, выпускной бал, и девушка со своим новым возлюбленным всячески веселится, но это не долго. Некто в военной форме убивает любовников, причем, очень эффектно – вилами, сразу обоих. Такое запоминается, поверьте. Убийцу не находят, город в трауре – следующие тридцать пять лет не проводятся выпускные балы в память о страшной трагедии. Однако времени-таки много прошло, и стоит все же что-то менять. Например, возобновить празднование выпускных! Ошибочка…
В общем, сами понимаете, появляется страшный и хладнокровный убийца, который не может допустить это «кощунственное» действо. Он достаточно проворно, иногда даже впечатляюще, убивает ни в чем неповинных подростков. Радость глазу обеспечена. Плюс, опять же, и посмеяться над суровой серьезностью будет множество возможностей. К слову сказать, фильм снят стильно, профессионально и с визуальной точки зрения – почти идеально. Хотя, у каждого, конечно, своя визуальная точка зрения.
9. День дурака (April Fools Day) – 1986, Фред Уолтон
Знаковый для жанра фильм. Если вы его упустите, то вы, по сути, не сможете оценить всей радости слэшеров и того, как эволюционировал (или все же деградировал?) жанр. Этот фильм отличается от всего вышеописанного, но я вам не скажу, почему. Скажу лишь, что многих почитателей жанра в те годы он озадачил – кого-то восхитил, кого-то, наоборот, возмутил. Оскорбил тонкие слэшерские чувства. Но обо все по порядку.
Милая девушка на первое апреля приглашает в гости своих друзей. Шикарный дом, находящийся на острове, будто создан для того, чтобы утраивать в нем «особые» первоапрельские вечеринки. С розыгрышами и шутками, только в отличие от обычных вечеринок, каждый розыгрыш здесь заканчивается жутким, кровавым убийством. Все в этом фильме прекрасно, талантливо и, не побоюсь, изобретательно, как для слэшера. Но вот, что удивит и даже обескуражит – так это финал. В ожидании того, зачем все это было делать с бедными гостями, зритель вдруг получает абсолютно неожиданный конец, из-за которого в те далекие годы после премьеры возникло столько споров. Приятного вам «Дня дурака». Хочется верить, что вы оцените задумку авторов по достоинству.
10. На кускиРассвет и закат слэшеров (Going to Pieces: The Rise and Fall of the Slasher Film) – 2006
А на закуску предлагаю вам посмотреть шикарное документальное кино, посвященное, собственно, самому жанру. Если вас заинтересовали вышеописанные фильмы, и вы хотите глубже копнуть в наследие восьмидесятых, то это как раз та документалка, которая вам нужна. Но даже, если вы не стали фанатом жанра, этот фильм все равно стоит того, чтобы посмотреть его хотя бы один раз, если вам просто интересен кинематограф как таковой.
Маститые режиссеры тех лет, снимавшие хоррор-шедевры, делятся в интервью подробностями и секретами создания своих фильмов. Все это идет вперемешку с нарезками кадров из культовых слэшеров и пояснениями к ним. Актеры и актрисы рассказывают о съемочном процессе, а мастера спецэффектов (в том числе и любимый Том Савини) поведают, как они работали над теми или иными сценами, которые сейчас по праву считаются хрестоматийными. Фильм многогранный и рассматривает феномен слэшера не только с технической точки зрения, но и с учетом социально-экономической ситуации в США тех лет. В общем, если вы любите кино, независимо от жанров и безо всяких предубеждений, то обязательно посмотрите этот документальный фильм, снятый с любовью и очень дельно – вы гарантированно узнаете много интересного и полезного для себя.
Приятного просмотра и уютных слэшер-вечеров!

Author