Советский бит, или Кино, которого нет

А ты видела новый фильм про битников, где Гарри Поттер Гинзберга играет?» – обратилась ко мне недавно одна интернет-приятельница. Фильм я не видела, но, вероятно, ознакомлюсь, так как все-таки любопытно посмотреть на бородатого гомосексуального милягу-Рэдклиффа, и даже не исключено, что это будет славное зрелище. Но от самой этой темы (донельзя спекулятивной): битники, разбитое поколение, джазовые бунтари в блейзерах, – стало мне грустно, и, как часто бывает в последнее время – «за державу обидно».

Потому что «их» золотая эпоха изучена вдоль и поперек всем миром, фильмов о битниках, хиппи, панках – великое множество, и все они идут на ура во всех планетарных кинотеатрах. В то время как «наша» золотая эпоха, которая по сути блестит и сверкает своим бесспорным героизмом, невообразимой наглостью и бесконечной наивностью, исчерпывается«Ассой» Соловьева и «Американкой» Месхиева. Но ситуация СССР 80-х также разительно отличается от ситуации СССР 70-х, как шляпа Берроуза от хайратника Кизи. И на этом шахматном поле – русского бунта с кляпом во рту и запретными бобинами в столе -имеются до такой степени красивые и сильные фигуры, о которых хочется и говорить, и снимать кино, непременно помеченное грифом «18+», чтобы подросткам слаще было эти фильмы скачивать.
Гарик Осипов – Майская ночь лемуров, Хрустальный кабинет, В темноте.
Упоительная, не побоюсь этого слова, сага о юности ныне известного радиоведущего и музыканта. Первые сексуальные опыты, поиск радости и правды во мраке лжи, серости и конформизма. Здесь бунт замешан из равных частей рок-н-ролла (никогда не устает ни герой, ни автор открывать нам имена несправедливо забытых талантливых музыкантов), юношеской похоти, дешевого вина и поэзии. Герои книги – мальчишки, помешанные на западной музыке и эротике, так знакомы, так обаятельны, так отвратительны и так трогательны. Ведь какие бы строгие и умные лица не носили бы мы в повседневной жизни, у каждого из нас был и свой подъезд , и свои «взрослые» картинки, и своя Светка Ибис, и своя битва с миром.
Наталья Медведева- Мама, я жулика люблю.
Эта книга, будучи изданной в Париже в 80-х, наделала немало лестного шума , ведь наивная Европа охотно верила, что в СССР секса нет, а Медведева же бодро и бескомпромиссно опровергла эту милейшую байку. Ленинград 70-х жил и бурлил фарцовщиками, валютными проститутками, наглой милицией и трусливыми обывателями. Злая и веселая советская школьница во всем этом вареве пытается жить по своим правилам, разучивает песенки Сержа Гинзбура, пьет крепкие напитки на нехороших квартирах и изо всех сил любит очень нехорошего парня. Книга о любви в первую очередь, о том немногом ,что остается чистым даже в копоти и крови «колыбели революций».
Эдуард Лимонов – Дневники неудачника.
Здесь уже другой коленкор, ведь лирическому герою – одинокому харьковскому парню – нужно не просто выстроить себя и выстоять в мире взрослых, а элементарно выжить, имея лишь кипу стихов и массу наглых проектов, в сумасшедшем Нью-Йорке эпохи диско и «консервативной революции» Рейгана. Дешевые гостиницы, негритянские гетто, богатые кварталы, роскошные магазины, голод и злость – замечательный экскурс на ту сторону Америки глазами советского провинциала, поймавшего-таки свою удачу. Хоть и не в этом романе.
Три разных автора, три разных города, три разных интересных судьбы. Непаханое поле для смелых и талантливых экранизаций, восхитительная возможность досадить таким как Милонов и испытать гордость за людей, что гнули свою линию и проживали лишь свою неповторимую жизнь, не считаясь с мнением ответственных секретарей и безответственных масс. Достойнейший пример если не для подражания, то хотя бы для уважения. Да и просто отличная литература.

Author