Обратная гениальность: что означает творчество фриков

Нездоровый писатель из Иркутска, кавказский режиссёр-самоучка и самовлюблённый рэпер с манией величия – шоу уродцев или конкурс непризнанных гениев? Зачем и за что нам это всё?

Этот писатель мог бы стать культовым, но не так-то он прост для дешёвого культа. Этот писатель мог бы стать знаковым мистификатором, но зачем ему творить вокруг себя легенду, если он сам – легенда? В конце концов, он мог бы врать и притворяться, но он говорит прямо и искренне, его проза идёт из самой глубины и бьёт в самые болезненные нервные окончания, чтобы вы почувствовали, что на самом деле живы.

Позвольте вам представить – Геннадий Даничкин: гигант мысли, певец земного рая, конкистадор бессмысленного.

lQ2aiOueZg0

«Валентин Антонович, приехала работник из генпрокуратуры, о котором нам сообщали неделю с половиной назад из Москвы. Стоит в приёмной, к вам».
«Приехала! — отметил про себя Валентин Антонович. — значит — баба! То есть легче будет себя чувствовать с ней, чем с мужиком. Хотя, чёрт её знает, что там ещё за баба? Есть бабы — хуже мужика».
Быстро оценив обстановку и избрав мысленно для себя манеру поведения и общения со стоящим за дверью в приёмной работником, вернее, уже известно ему работницей генпрокуратуры, Валентин Антонович — областной прокурор, начал принимать небрежно-деловую позу в своём прокурорском, шикарном, кожаном кресле и, сделав на своём лице снисходительно-утомлённый, деловой вид, ни о чём больше не спрашивая, сказал секретарю:
«Просите, пусть войдёт».

Один из экземпляров повести Даничкина, изданной им небольшим тиражом в одной из иркутских типографий, был обнаружен на постаменте памятника Ломоносову у журфака МГУ; то есть, в месте силы, которое известно своей способностью притягивать неординарные явления. Прошло несколько лет, и восстановить судьбу этого экземпляра по горячим следам нельзя – мы можем только гадать, был ли какой-то смысл в том, что труд провинциального писателя доставили именно туда.

Книга снабжена многочисленными фотографиями реальной девушки (вероятно, дочери автора) – так что читатель явно видит перед собой титульную героиню, чей образ обладает поистине титаническими чертами. Полубогиня Колдомасова – главное содержание 400-страничной повести. Следователь прокуратуры, спортсменка, патриотка и выдающийся оратор, она является образцом буквально всех хороших черт человека – от храбрости до сексуальности.

This slideshow requires JavaScript.

Подписи к фотографиям – авторские

Отпечатав на принтере рапорты в двух экземплярах: один экземпляр для правоохранительных органов этой области, другой для отчёта о проделанной работе в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, капитан Колдомасова удалила из компьютера все свои дела, выключила компьютер, подписала лично все рапорты и начала, как обычно, делать физическую зарядку в домашних условиях.
Сделав несколько запланированных силовых, физических упражнений в течение одного часа, капитан Колдомасова тщательно вымылась в ванной полностью снаружи и изнутри, затем вытерлась полотенцем и пошла голенькая на кухню завтракать.

Колдомасова – Лара Крофт, майор Каменская, женщина-супергерой в самых тривиальных, и оттого ещё более эффектных, представлениях. Изюминка образа – её гомосексуальность: где-то в её квартире обитает её любовница по имени Жанна, которая, впрочем, в тексте упоминается лишь вскользь.

Колдомасова денно и нощно истребляет преступников, самосовершенствуется и многословно рассуждает о добре, зле, чести, долге и достоинстве; о международной политике и об организованной преступности; о частных пороках и общественных добродетелях. Многословие – вообще главная черта повести «Капитан Колдомасова». В частности поэтому книгу совершенно невозможно прочесть. В частности поэтому от мысли о ней трудно избавиться.

6cj9BhbTUZg

Даничкин не знает меры ни в чём. Сперва он «художественно» оформляет каждый нюанс сцены или диалога – каждый жест обретает по несколько прилагательных – а потом бац, и начинается поток сознания, по которому только и учиться мастерству (того, как писать не следует):

Помните, восьмого августа две тысячи восьмого года в день открытия всемирных олимпийских игр в Китае? Когда рождённый своими родителями, а именно своей матерью, политический выблядок Саакашвили Миша. Духовный и физический урод. Умственно недоразвитый и, возможно, больной. Безграмотный или малообразованный, или получивший примитивное образование. Вероятнее всего, бывший уголовник или уголовный авторитет, или стремящийся быть таковым. К тому же, вероятнее всего, половой импотент или имеющий болезненные половые отклонения, по различным причинам скрывающий своё половое бессилие за своей, можно сказать, «вечной» у…бищной, маразматической улыбкой. Потому как совершенно здоровым в половом отношении людям нравится дарить Господу, Богу, окружающим гражданам, всем, без исключения, живым существам и природе — радость, счастье, любовь и защиту от подонков любого рода и от всего сковывающего. Это уж я знаю точно! Совершенно не имеющий никаких умственных способностей управлять государством и доводящий практически всех своих граждан своего государства до полной нищеты. Пробравшись в прошлом уголовными, внеправовыми и, в конечном итоге, обманными способами к власти над великим грузинским народом, воспетым известными мировыми поэтами древности: Гомером, Шотой Руставели и другими выдающимися авторами. И родившим величайших сынов и дочерей грузинского народа.

Перечисление сынов и дочерей грузинского народа затягивается на полстраницы («Божественный человек-грузин Булат Окуджава»). Монолог о патриотических чувствах и мерзком Саакашвили длится страниц десять.

Так написана вся книга: неумело, криво, гадко, в высшей степени пафосно. Из-под инфернально пера Даничкина то и дело выскакивают полуафоризмы в духе лучших шизофреников интернета. Какой смерч эмоций и переживаний автора стоит за этой графоманией – трудно себе представить. Но явно там гнездится что-то нехорошее.

Смеяться над таким творчеством – страшно. Пугаться его – ещё смешнее.

Даничкин – из тех фриков, кто хоть и сидит в подполье, но кое-какой информации о себе всё-таки не скрывает. Что о нём известно: родился в 1948 году, служил подводником, живёт в Иркутске. Много думает о религии (изобрёл собственное имя Бога – Кршнатка), политике, здоровом образе жизни. Ведёт многочисленные блоги. Выкладывает свои полуголые фото для демонстрации мускулатуры. Нежно называет себя Гдмкой (производное от инициалов).

Удивительно, но с некоторых пор Даничкин оппонирует российской власти – обличает личные интересы Путина и Медведева, поддерживает Pussy Riot и украинскую революцию. Однако формулирует он всё это с таких труднодоступных и запутанных позиций, что с ними невозможно согласиться или поспорить.

Opus magnum Даничкина – даже не «Колдомасова», а собственный проект конституции России. 150 страниц, 800 статей, всеобщее благо.

This slideshow requires JavaScript.

Новая государственная символика по Даничкину

Писатель Андрей Битов точнее всех ответил, почему подобное чтение чем-то манит. Главный герой его «Пушкинского дома» обнаруживает художественные тексты почившего друга семьи – и, несмотря на их явное безвкусие, находит их выразительными: его проза «бесспорно выражает его больше, чем он – её».

Когда человек творит откровенно плохо, криво и безвкусно, ему вряд ли удастся выразить те мысли и чувства, которые он пытается втиснуть в произведение. А вот автопортрет получается достоверный – причём, как правило, интереснее, чем представление автора о том, каким должен был получиться его гениальный труд.

Читая Даничкина, мы вряд ли оценим его идеи по рационализации страны и мира, а его представления о лучших чертах человека, выраженные в образе главной героини, пошловаты и скучны. Но что мы увидим ясно, так это портрет маленького человека, ненужного ни стране, ни, видимо, семье, который старается выразить себя в творчестве, но способностей хватает только на абсолютную белиберду. А это уже само по себе сюжет.

Благодаря интернету и глобализации культуры такие сюжеты вылезли на поверхность в изобилии. Неподготовленный человек даже не знает, как на это реагировать – спектр эмоций включает в себя и смех, и страх, и отвращение, и жуткую неловкость.

out08

Грустна и смешна история Юрия Руделёва, человека, ставшего известным уже после смерти: его самодельные музыкальные клипы с 3D графикой неизбежно отдают трагизмом и говорят о жизни этого поп-самоделкина больше, чем он сам мог спеть в этих песнях.

Широко известен пример Эльдара Богунова – кинорежиссёра-любителя из Кабардино-Балкарии. Этот медленно разговаривающий человек прославился идиотскими псевдо-хоррорами и забавной рекламой ларька с шаурмой. Но что это, если не рассказ о том, как тоскливо жить на Северном Кавказе и как хочется что-то снять самому, если очень-очень любишь кино?


Для тех, кто давно не выяснял: фильмография Эльдара пополняется с завидным постоянством, а хронометраж фильмов растёт засчёт долгих телефонных диалогов, снимать которые ему помогают поклонники со всей страны.

В чём-то похож на Даничкина и одесский рэпер арабского происхождения Максим Доши – к примеру, он записал видео «Если бы я стал президентом Мира». Основная же стезя деятельности MC Cruel Addict – песни, беспощадные в своей наивности. В своём главном хите «I’m the Best» Максим манифестирует свою маскулинность способами банальными до одури. В частности, во вступительных титрах рассказывается антиутопическое допущение, что Доши остался единственным мужчиной на планете, и все женщины – теперь его. I am the best, because I am the best.

Немало примеров подобного юродства и в искусстве, сделанном как бы серьёзно и профессионально. О том, куда может зайти искусство из-за бестолковости его создателей, уже слагаются легенды: вспомнить хотя бы истории Эда Вуда и Томми Уайзо (у которого на подходе ситком).

Современная Россия богата и на эти примеры тоже: львиная доля отечественной сериальной и кинопродукции не так далеко ушла от стандартов Эльдара Богунова. Особенно примечателен в этом контексте магнетический фильм Станислава Говорухина «В стиле jazz». Он претендует на статус оптимистичной картины жизни столичной интеллигенции: вот пример того, как надо жить в современном мире, мой юный друг. Но получается, конечно, никакой не Данелия, а занимательный автопортрет пожилого режиссёра, жаждущего учить всех жизни, не понимая, что вокруг на самом деле происходит. И, что самое странное, это по-своему трогательно.

Коллективный Даничкин сидит в каждом третьем пользователе интернета: стоит взглянуть на любую страницу сайта Стихи.ру или наткнуться на вебкамерный клип школьников-рэперов.

Намёки на этот новый арт-брут есть и в весьма полноценном искусстве: где-то рядом все последние годы ошивается растущий киноклассик Хармони Корин. И можно не сомневаться, всё ещё впереди: совсем скоро эталонным художником-персонажем станет не тот талант, что добивается успеха (пусть бы и после смерти), а тот, который так навсегда и остаётся блаженным где-то далеко на обочине.

Её напарник, единственный трезвый и непрокуренный посетитель в этом заведении, сидел за своим столиком и, контролируя окружающую обстановку, неторопливо поедал свои мясные, овощные и фруктовые ассорти, запивая всё это натуральными соками, растягивая при этом своё удовольствие, если оно у него, конечно, имелось.

Author