Siah & Yeshua DapoED – The Visualz EP [1996]

siah yeshua dapoED vizualz anthology first peek hhir

conscious hip hop / jazz rap

Честно говоря, я очень долго не замечал, насколько это странная пластинка. Оно, в общем, и не мудрено: и флоу обоих МС, и бит здесь просто идеальные – качает так, что никаких мыслей, кроме “как же, блин, круто” и не возникает.

И все-таки есть пара вещей, которые меня беспокоят – и с ними, наверное, пора разобраться. Ну, во-первых, пускай есть названия альбомов типа “Mecca and the Soul Brother” да и религиозные темы нет-нет, а всплывают в хип-хоп телегах. Но чтобы MC звали Siah (т.е., очевидно, Messiah) и Yeshua (википедия говорит, что это Иисус на иврите) – это все-таки что-то необычное. А много вы слышали хип-хоп-альбомов, где в первой же строчке МС рекомендовал себя так как это делает Yeshua: “Physical angelic being, Yeshua the Po ED in the process of freein minds from all the nonsense”. Physical? Angelic? Being?

The Visualz –

Я сразу оговорюсь, что, к стыду своему, ничего не знаю о священных писаниях, так что если в комменты придет какоу-нибудь классный талмудист и объяснит все, мне будет дико интересно. Но пока пойдем дальше своими ногами.

Итак. Понятно, что DapoED – это the poet, ок. Но почему, ED так выделено шрифтом? Что тут обычно делают ленивые любители криптологии? Правильно, опять спрашивают википедию: так, возможные значения… ага! вот, кажется, то, что нужно – Ed, an altar or related place in some English translations of the Bible. Читаем дальше и узнаем, что, Ed – это алтарь, который, как объяснили трансиорданцы израильтянам, является “A Witness Between Us that the LORD is God”. (По ссылке выше, вам все объяснят). Читаем далее: Assis argues that the unusual dimensions of the altar suggest that it “was not meant for sacrificial use,” but was, in fact, “meant to attract the attention of the other tribes” and provoke a reaction”. То есть, можно допустить, что ED в DapoED намекает на то, что, во-первых, он свидетель существования Бога, а во-вторых, что он пришел обратить внимание разрозненных племен на этот факт и “provoke” соответствующую “reaction”.

В том же заглавном треке слышим следующее:

I’ll take you higher than a reverend ever been
Feedin off of heads cause my bretheren be clever, and
My continent is the east Asiatic
Complex grammatic consonants cling like static
To concepts

То есть я отведу вас к тем высотам, где не был преподобный, потому что моя братия достаточно умна для этого. Тут невозможно не вспомнить Сан Ра. (Ну да, да, второй текст и опять Сан Ра). Тот с конца пятидесятых как раз и занимался тем, что объяснял своей братии: цивилизация (в том числе – христианство) заблуждается, если вы достаточно умны для этого, я отведу вас выше – и вообще “there are the worlds they haven’t told you of”.

Gravity –

Параллель с Сан Ра становится еще более явной по прослушивании второго трека – “Gravity”, в котором гравитация олицетворяет силу подавления, силу, которая хочет, чтобы ты знал свое место и не покидал его. Сан Ра (как и Джордж Клинтон – заметят многие) использовал образ космических путешествий как символ выхода за, освобождения. Вслушиваемся в текст, Yeshua читает:

My jaw, oozin raw rhymes being direct cause
Of Newton’s law losing meaning
If there was a chance of history havin me grapple the apple
We wouldn’t overstand gravity

И далее – Siah:

Trapped on this planet, I didn’t plan it

Думаю, это уже подтверждает наши предположения о том, что троп гравитации здесь используется так же, как у Ра и Клинтона. Но мы зря прервали Siah, дальше – еще интереснее:

Trapped on this planet, I didn’t plan it
Stuck to the granite my shells find light
But the light’s infinite, looks right into it
I into it, links like sausages
Kinks in my brain, keeping me sane
On a jet plane, or on ethereal planes
Reach the ladder by a former, rhyme rope ladder
Climbin and creatin, rung by line
But an unseen force, plots my course
Down I’m forced, to the ground I slip
and the rhyme rope rips, fingertips are cut
Hands get burnt and I retreat to the hut

В потрясающей книге “Blutopia” Грэхэм Лок отмечает, что Сан Ра описывает свое похищение инопланетянами сходным образом с тем, как черные рабы начала века свидетельствовали о своем духовном перерождении. Совпадения, среди прочего включают, the spotlight from heaven, the flying, the narrow pathway, the sudden transportation, the sense of being struck dumb (or refusing to speak), the hearing of voices, the strange beings with red eyes and/or robes, the commands to return to this world and preach (with divine guidance as to language), the heavenly music.

Согласитесь, сходство с текстом Siah определенно есть: тут вам и источник света, и полет в другое измерение (“ethereal plane”) измерение. Узкая тропа от рассказа к рассказу меняется, это может быть и, собственно, дорожка, и луч света, и, довольно часто, лестница, что мы и имеем в нашем случае (“rhyme rope ladder”). Нельзя, правда, не признать, что сходство далеко не полное – наш герой, например, не “struck dumb”, а напротив – очень даже “sane”. Может быть это так, потому что у Siah все заканчивается на уровне “sudden transportation”. Дальше его не пускает враждебная гравитация, которая стаскивает его вниз на землю (“But an unseen force, plots my course, Down I’m forced, to the ground I slip and the rhyme rope rips”).

Но нас все же интересует не столько, испытал ли Siah духовное перерождение (а судя по тексту – нет), сколько тот факт, что он, похоже, был знаком с этими историями и сознательно отсылает нас к ним. Настолько специфические аллюзии – все-таки не самая обычная вещь для хип-хопа.

А теперь небольшой твист. Выглядели Siah и Yeshua вот так:

Siah, если RYM не врет, родом из Израиля, настоящее имя – Надав Самин (Nadav Samin). Про Yeshua я пока ничего не знаю точно, но, судя по фото, что-то такое в том же роде, наверное, можно предположить. Но это собственно и не важно, мы же не о какой-то псевдоаутентичности черного хип-хопа говорим, правильно?

Важно вот что: с какой стати нечерному MC отсылать нас к афро-американской традиции? И не означает ли это, что весь этот текст – самое беспардонное вчитывание? Мне все-таки кажется, что нет. И вот почему: если уж Siah и Yeshua так плотно ассоциируют себя с традицией хип-хопа (это, кажется, вполне очевидно, для пущей наглядности см. обложку), которая, что ни говори, в первую очередь имеет отношении к афро-американцам, то почему не допустить, что их связь и с черной традицией вообще.

Кстати, вот этот отрывок из текста “The Visualz”, возможно, комментирует всю эту путаницу:

My continent is the east Asiatic
Complex grammatic consonants cling like static
To concepts, this is flourescent manifested
All the while I live within a black and white context
It’s like that, what

Мне кажется, что под “черно-белым контекстом” вполне можно понимать не только расовое, но и социальное разделение. И Siah, уроженец другой страны, воспринимает себя в этом контексте как представителя “черной” стороны. Возможно, отсюда и интерес к черной традиции и таким маргинальным ее проявлениям, как хип-хоп.

Ну или таким как Сан Ра. Просто совпадений ну очень уж много. Помимо тропа гравитации и явных отсылок к христианской традиции, можно вспомнить, например, “jet plane”, который доставляет лирического героя Siah в другое измерение. Увязка мистики и sci-fi эстетики – это очень в духе Сан Ра. Сюда же можно отнести слова, вроде “now my turf needs astro” из центрального трека этого EP – “No Soles’ Dopest Opus”. О нем мы и поговорим напоследок.

Во-первых, минус – мы за совсем забыли о продакшене, а я ничего лучше, чем, например, вот этот трек в хип-хопе не слышал. Мне часто кажется, что над битами пластинки вместе потрудились Q-Tip или El-P (или El-Tip), что, конечно, вряд ли. Тем не менее жирнейшие джазовые семплы (и саксофоны, и вибрафон, и бас, и клавиши – просто ах) здесь действительно встречают синтезаторные пассажи в эстетике научно-фантастических фильмов. “No Soles’ Dopest Opus” – отличный тому пример, потому что здесь джаз и космос встречаются в буквальном смысле: семпл из “You Don’t Know What Love Is” сменяется звуками открытого космоса в представлении телепродюссеров 70х, которые отмечены тем же холодком, что и музыка на альбомах Company Flow или Cannibal Ox. Я думаю, вы понимаете, к чему я клоню. Правильно: “джаз” и “космос” – напишите эти слова на бумажке и оставьте на ночь в укромном месте, на утро вы прочтете на ней два других слова – “Сан Ра”.

Интересно, кстати, есть ли тут какой-то символизм: все-таки “You Don’t Know What Love Is” – очень узнаваемая тема (знакомый любитель джаза определил мне ее по первым нотам), а учитывая астро-проповедническую позу Siah и Yeshua, название стандарта вполне можно воспринимать как аналог все того же “There Are Other Worlds They Haven’t Told You Of”. Мол, ребята, вы же не видели настоящей любви, поедемте в космос – истина там! Хотя, признаться, даже мне эти спекуляции кажутся сомнительными.

Во-вторых, текст. (Это отступление от темы, но не могу не отметить первую строчку этого трека: “Archery through parched lips – I aim rhymes that maim mimes”. Возможно, это одно из самых изящных изъявлений ненависти к извечным врагам всех нормальных MC – как вы знаете, это даже не bitch ass niggaz, а, конечно же, whack MCs. Вообще, тексты у Siah первоклассные.) То, в какой роли представляют себя Siah и Yeshua, тут особенно очевидно:

Siah:
Travel on the gravel, never took the taken road
Slaves walk the paved, cravin on the same shit
I explain shit, all you need to pay’s attention
Four dimensional, I call it verbal intervention

Носители альтернативного знания, готовые поделиться им с любым, кто готов слушать. Разговоры о других измерениях. Ну я уже не буду снова пояснять, на кого это похоже.

Я могу продолжать выискивать параллели (там еще осталось), но, честно говоря, я совсем не понимаю, зачем я это все написал, а вы (может быть) прочитали. Наверное, если бы я сейчас не был под таким влиянием “Blutopia” Лока, мы бы поговорили с вами про грув, бит, флоу, атмосферу (и о чем там еще надо сказать, когда пишешь про хип-хоп?) и мирно разошлись. А тут вот как получилось.

На самом деле, все, что я хотел сказать – это, я повторюсь, что за несомненной крутостью этой пластинки несложно не заметить ее странности. Дело, конечно, совсем не в том, есть ли в текстах отсылки к наследию Сан Ра или христианские аллюзии (хотя последние очевидно есть). Важно то, что пластинка это действительно незаурядная, определенно достойная пристальнейшего внимания.

А вниманием она, кажется, обделена. О реальной популярности Siah & Yeshua DapoED трудно судить – никакой информации о них в сети просто нет, люди на тематических форумах, говорят, что это легендарная группа – но это, в общем-то, и все. На last.fm их слушает меньше пяти тысяч человек, на RYM у пластинки 152 оценки что для такого крутого хип-хопа маловато. В 2008 году вышла пластинка “The Visualz Anthology”, куда, помимо оригинального EP, вошли более поздние треки и фристайлы на радио. Опять же совсем не ясно, было ли замечено это переиздание, но послушать там есть что – например, отличные треки “Pyrate” и “Directions”. Скачать антологию можно, например, с рутрекера ( или lossless-вариант).

Почему же Siah & Yeshua DapoED остаются в относительной неизвестности? Дело, наверное, в том, что корабль действительно плывет именно так, как его назовут. Главный хук “No Soles’ Dopest Opus” – засемпленная из какого-то другого хип-хопа (кто-нибудь может идентифицировать?) фраза: “I leave no footprints in the sands of time so these wack MCs can’t follow me”. Если какая-то взаимосвязь тут действительно есть, можно предположить, что окончательно кануть в лету этой замечательной записи помешали другие слова, из “Gravity”, описывающие совсем другой сценарий, которого музыканты были вполне достойны:

Siah:
In the annals of rap, I want the dog-eared page
Nothin less than that, plus a whole lot more

Но сложилось так, как сложилось. Чем не повод задуматься о силе слова?

This is who you seein’ Yeshua DapoED and Siah – here to take you higher that you’ve ever been!