Официальный комментарий независимого Министерства агитации за прогресс (АГИТПРОГ) по поводу международного успеха “Левиафана”

В свете новостей о бесспорном международном признании фильма Андрея Звягинцева “Левиафан” то и дело раздаются голоса питуриков из мира политики, культуры и медиа, говорящие о неприемлемости этого произведения как “антироссийского поклёпа”, сделанного “на заказ” и т. д.

Агитпрог считает необходимым резко отвергнуть подобные суждения.

This slideshow requires JavaScript.

“Надеюсь, что в будущем Андрей Звягинцев, человек очень одаренный, при поддержке Министерства культуры снимет кино, в котором не будет этой экзистенциальной безнадеги. Кино, после которого захочется встать, выйти на улицу и сделать что-то хорошее, правильное, не откладывая — прямо здесь и прямо сейчас”, – говорит министр Мединский в интервью. Министр умалчивает, что после просмотра “Левиафана” очень хочется встать, выйти на улицу и сделать очень хорошую и правильную вещь: поскорее избавиться от такого министра.

От министра, не способного, в том числе, понять, насколько ему повезло профинансировать фильм, который в итоге оказался настолько востребованным фестивально-критической конъюнктурой. Да, “Левиафан” конъюнктурен – но не в избитом якобы политическом (а на самом деле просто социально-критическом) контексте, а в смысле киноискусства в его сегодняшнем виде.

Это большой канон. Как каноническая серьёзная драма фильм может показаться непривычному зрителю скучным, но ему удаётся аккуратно проплыть между двумя простыми способами снять похожее кино: 1) два с половиной часа монотонно крутить перед зрителем красивые пейзажи и бессодержательные сцены, 2) такой же хронометраж резать героям языки, насиловать женщин и пускать монологи полоумных дедов.

This slideshow requires JavaScript.

Звягинцев аккуратно, по-интеллигентски, берёт вас под локоток и отводит в сторону: видите ли, есть разговор. А дальше сам уже не замечаешь, как после вежливых расшаркиваний тебя прижимают к стене и рассказывают тебе правду о мире очень холодным голосом.

Немножко жаль, что Звягинцев слишком вежлив с публикой, чтобы поставить на саундтрек позднюю “Гражданскую оборону” – песни “Чужое” или “Значит, ураган” сюда вписались бы тоже как влитые. Это, может быть, единственный существенный недостаток “Левиафана” – невозможность в рамках этого художественного мира сделать какой-то нестандартный ход (от, к примеру, Пола Томаса Андерсона, Роя Андерссона или Леоса Каракса таких ходов ожидать стоит – ну на то они и круче).

Однако как каноническая большая драма “Левиафан” – это большое и практически совершенное кино.

vlcsnap-2015-01-15-08h30m08s116

Author