“Два главных современных надувательства – это не рок-н-ролл, а космос и кино”

Михаил Ефремов рассказал «Агитпрогу» о «великом рок-н-ролльном надувательстве», о том, как трудно быть честным с самим собой, работе под началом Гарика Сукачева и собственном карманном аде. 

На прошлой неделе в Тверской области состоялся юбилейный, 15-й по счету фестиваль «Нашествие». Первый концертный день закрывала спектакль театра «Современник» – пьеса британского драматурга Майка Пэкера «Анархия». Режиссером постановки выступил Гарик Сукачев, а главные роли исполнили Михаил Ефремов, Дмитрий Певцов, Василий Мищенко и Ольга Дроздова. В рамках фестиваля Михаил Ефремов встретился с корреспондентом «Агитпрога» и поговорил о многих интересных вещах: от “Нашествия” до собственного карманного ада.

В этом году на «Нашествии» представили спектакль «Анархия» театра «Современник», поставленный Гариком Сукачевым. Почему эта постановка оказалась в программе рок-фестиваля?

Каждый музыкант, все группы в свое время переживали похожие конфликты и приключения, у музыкантов происходили столкновения мировоззрений, как и у героев пьесы. Каждый музыкант, который собирал группу, проходил через подобные вещи. И то, что нас пригласили выступать на «Нашествии» – это похвала. Для нас это был вызов, но я не знаю других драматических артистов, которые могли бы так сыграть на свежем воздухе. Вышло круто, и я себя очень хорошо чувствую.

Я беседовал с автором пьесы Майком Пэкером, и мы сошлись во мнении, что этот спектакль, в том числе, и о том, как важно быть честным с самим собой.

Может быть, и об этом. Но я считаю, что тема спектакля куда шире.

Михаил Ефремов

У героев постановки получается оставаться честными с самими собой?

В какие-то моменты – получается, в каких-то ситуациях – нет. Как и у всех людей.

Михаил, а Вы не думаете, что сегодня быть честным с собой стало синонимом быть неудачником.

Это зависит от конкретного человека. Совершенно точно, когда ты честен хотя бы сам с собой, тебе спокойней живется. А лучшее вообще быть честным, так проще жить – это временем проверено. Я не знаю, не думаю, что «Анархия» – спектакль только про честность. Для нас, актеров, это уже старая пьеса, дела давно минувших дней, а вот Россия только подходит к тем событиям, о которых говорит «Анархия».

Когда шла война в Грузии, ее почти никто не заметил, а ведь там такие страсти кипели! А теперь, на фоне событий на Украине, зрители куда сдержанней реагируют на мои монологи.

Михаил Ефремов

Еще одна тема, поднятая в пьесе: у каждого человека есть свой карманный ад, который мешает спать по ночам, отвечать на телефонные звонки.

Да, такой скелет в шкафу, ядовитая заноза.

А у Вас есть карманный ад?

Я не отвечал сегодня на звонки, потому что разбил телефон, надо будет сегодня купить. А если говорить про карманный ад, то у меня не хватает времени об этом думать – ад это, или рай.

Для большинства зрителей Гарик Сукачев – это музыкант. Здесь же он выступил режиссером постановки. Что Вам больше всего запомнилось в работе с Гариком?

Гарик – профессиональный режиссер, и что нас больше всего восхитило: его уверенность. Он помогает актерам не тем, что знает – может быть, я даже больше понимаю в театре – он подкупает и поражает уверенностью. «Это будет круто, ребята, вы – боги!» – говорит Гарик, а такие слова не часто говорят актерам.

Постановка "Анархия"

Человек, который никогда не видел постановку «Анархия», – зачем ему покупать билет в театр? И человек, который уже посмотрел спектакль – зачем ему возвращаться? 

Должен отметить, что драматический спектакль никогда не бывает одинаковым: и настроение у артистов, и самочувствие актеров, и реакция зрителей всегда разные. Раньше публика более активно реагировала на мои вопли про 11 сентября, а теперь, когда началась война на Украине, зрители стали куда тише. Народ понимает, видит, что происходит. Хотя какой народ? 1% россиян, которые ходят в театр. А тем, кто не видел «Анархии» – приезжайте на «Нашествие», вам тут расскажут.

Вам не кажется, что спектакль должен закрывать «Нашествие», чтобы показать зрителям: все, что вы видели в течение трех дней – это великое рок-н-ролльное надувательство, нацеленное на относительно честный отъем денег? 

Это не только про рок-н-ролл можно говорить. Я думаю, что сегодня два главных, как вы говорите, надувательства (хотя есть другое, прямое слово – «разводка») – это не рок-н-ролл, а космос и кино. Колоссальные деньги уходят туда, а результат пощупать нельзя. Так что рок-н-роллу до кино и космоса еще срать и срать. Музыка в этом плане почестней будет.

В понедельник “Агитпрог” опубликует интервью с Найком Борзовым, так что ждем Вас снова, дорогие читатели и читательницы. 

Author