Weekend — La Varieté (1982)

“The End of an Affair”

jazz-pop / post-punk

Проект Элисон Статтон из кардиффского пост-панк трио Young Marble Giants под названием Weekend жил недолго, зато счастливо. Weekend появились сразу после распада YMG в 1981 году, записали один полноценный альбом “La Varieté” и через три года мирно разбежались по другим делам. Это была очень тихая и радостная жизнь, оставившая после себя как просто приятные воспоминания, так и странно незамеченные важные влияния.

Театр варьете предполагает громкий взбудораж, салюты-искры, голые ножки и перья по всей сцене. Все это никак не вяжется с группой Young Marble Giants — сложно представить, чтоб кто-нибудь из них увлекся подобным грохотом и чушью. Маленькие трагедии YMG были про робость и лаконичность, про елеслышимость и максимальное сохранение энергии — откуда тут взяться спектаклям, звездам, праздникам и уикендам?

Однако, как пишет Саймон Рейнольдс в “Rip It Up And Start Again”, YMG любили таскать на свои концерты маленькую собачку и при каждом удобном случае заявляли, что они, дескать, “противятся панк-року”. Может, Weekend вылился примерно из этой истории; вообще, названия хоть и объясняют тут все внешние признаки, на деле ничего не говорят о самой сути.

С “La Varieté” Weekend продержались в английском инди-чарте целых 14 недель, что ни разу не удивляет. Здесь много чистых песенок — румба, каррамба, ребеночья радость и вообще ура-ура. В каждой из песенок звучит сакс, который в поп-музыке, как правило, выходит ненужным, пошлым и убивающим все прочие достоинства. Автор этих строк вообще запретил бы почти всех, кто поет под джазовые духовые — Элисон Статтон, впрочем, ничего запрещать совсем не хочется. Ее хочется звать “Элисон, крошка”, не имея в виду ничего плохого. Ее хочется обнимать, с ней хочется петь и танцевать. Она не изменяет очаровательной еще в YMG манере проговаривать, а не пропевать, и ни разу не теряет своей привычной наивности и откровенности (без всякого эротического подтекста).

По украшающей скромности Weekend явно предвестники — и, наверное, вдохновители — лейбла Sarah Records и более поздних и известных Belle and Sebastian. По общему теплу и ветрености они ближе к испанцам и латиносам — как тем, что играют в Papa’s Place по понедельникам, так и, например, El Guincho. Weekend меньше всего хочется запихивать в жанровые рамки, но по всем признакам их можно охарактеризовать как джаз-поп. Эта страшная смесь и так не предполагает лишней сложности бытия или восприятия — а пение Элисон избавляет “La Varieté” от помпезности и делает практически невесомым.

Лучшие песни у Weekend — медленные. После двухчастного инструментального карнавала “A Life In The Day Of…” следует “Sleep Theory” — она похожа на Young Marble Giants, если б им вместо гитар всучили классические струнные. Другие тихие записи — “Red Planes” и “Nostalgia” — тоже явно были взяты и перекроены из архивов YMG. Вообще эти три песни звучат так, как будто они не с этой вечеринки, — что, впрочем, придает им еще большее и немножко загадочное обаяние.

Young Marble Giants распались по причине “творческих разногласий и внутригруппового напряжения”. У Weekend напряженья больше нет — они как раз про ясность и заслуженную праздность. Черт их знает, почему они утомились своим солнцем; толковых объяснений, честно говоря, найти нигде не удалось. Элисон до недавнего реюниона YMG проиграла что-то с другими разными людьми и в итоге долгое время зарабатывала на жизнь хиропрактикой; ее товарищи по Weekend вскоре после развала основали новый джазовый коллектив и назвали его Working Week.

Weekend — “La Varieté” + three-track demo

Author