Luis Alberto Spinetta

Этим постом мы открываем рубрику XO Artists, где каждый пост будет посвящён не какому-то конкретному альбому, а целому творческому пути музыканта/ов.

art rock / psychedelic rock / singer-songwriter

Есть чудесное видео, где группа Луиса Альберто Спинетты исполняет довольно нестандартную песню «El Anillo Del Capitán Beto», а публика, во главе с известным телеведущим Хуаном Альберто Бадиа, испытывает экстатический восторг от каждого звука. Дело происходит, судя по всему, годах в восьмидесятых: повсеместная известность, красивые многолюдные выступления и яркие софиты настигли Спинетту после дюжины лет увиливания от тягот южноамериканской жизни и анти-рокнролльной официальной культуры.

Спинетта пришёл в мир музыки в конце шестидесятых — и это, признаться, не самый лучший момент. У власти в Аргентине находился бравый генерал Хуан Карлос Онганиа, который в рамках борьбы за моральные ценности посвятил немало времени искоренению мини-юбок, неправильных причёсок и рок-музыки, словом, занимался  деятельностью, типичной для политика своего времени. И в это самое время 19-летний Спинетта выходит на сцену в составе группы Almendra, которую (что также принято в эти годы) на родине сравнивают с The Beatles.

На деле Almendra были необычайно зрелым явлением и для едва зародившегося аргентинского рока, и лично для Спинетты-песенника (большую часть музыки написал он). На дебютном альбоме, скажем, чередуются обычные поп-песни, сыгранные в необычной для тех дней манере, с загадочным арт-роком, замешанным на килограммах прослушанной музыки из англоязычного мира. Плюс — неизбежное влияние фламенко и непобедимой испаноязычной песенной традиции.

Контраст лёгкости и насыщенности вызывает довольно интересный эффект: от юных легкомысленных аргентинцев, которые только что задорно пели про Анну, которой не спится и хочется курить, да жалобно щебетали колыбельную для, напротив, засыпающего ребёнка – от них никак не приходится ждать сильных и гипнотических моментов в духе группы Love или, скажем, Jefferson Airplane. Однако эти моменты случаются, иногда даже неожиданно вклинившись в «обычную» песню. Своего пика эта сторона «Миндаля» (так переводится название группы) достигает в шестиминутной «A Estos Hombres Tristes».

Almendra – A Estos Hombres Tristes

Главный же хит группы Almendra — песня «Muchacha (Ojos de papel)» – заодно и ключевой для аргентинцев символ сексуальной революции. Вещь симпатичная, но на первый взгляд незамысловатая, однако произведшая в католической стране необычайно сильный эффект: лирический герой баллады в чувственной манере умоляет девушку подольше остаться в его постели (мудрой испанской википедии даже известно, с кем именно ночевал в те дни молодой Луис Альберто); именно здесь встретилась традиционная латинская эмоциональность и ранняя рок-культура вместе с сексуальной революцией. Действительно важное движение для всего аргентинского рока сделала одна только эта песня, написанная 19-летним Спинеттой.

Almendra – Muchacha (Ojos de papel)

Almendra – Almendra (1969)

Download

После Almendra Спинетту прилично помотало: он то уезжал из Аргентины, то возвращался, брал в руки то электрическую, то акустическую гитару, собирал и распускал группы, играл блюз-рок, прог и фламенко. На месте был чудной высокий голос и характерное аргентинское озвончение звуков: в испанское пение внезапно врываются необычные для языка звуки «ж» и «з».

Наиболее примечательны всё-таки ранние группы Спинетты, а именно Pescado Rabioso и Invisible. Первая (переводится, заметим, как «бешеная рыба») — очевидный, и не самый провальный закос под Led Zeppelin, с тем лишь уточнением, что преобладают тут акустические вещицы в духе цеппелиновских же «Friends» или «Tangerine», но есть место и ярким блюз-роковым номерам. В этой инкарнации лично Спинетта неожиданно напоминает молодого Седрика Бикслеру-Савалу из At The Drive-In.

Pescado Rabioso – Bajan

Pescado Rabioso – Artaud (1973)

Download

Удивительно, что после этого Луис Альберто Спинетта выдал ещё три альбома прекрасного прог- или арт-рока в составе Invisible. Судя по звуку группы Спинетта изменил русло своего творчества, капитально наслушавшись Caravan и The Soft Machine. Он значительно усовершенствовал привычное для себя рок-звучание, внеся инструментальное и ритмическое разнообразие, характерные пространные соло, многочисленно сменяющиеся мелодии и повесив всю музыку на принципиально более сложный каркас ритм-секции. Песни стали длиннее, инструментальная сторона музыки получила большее развитие, вокальная — отошла на второй план.

Invisible – Suspención

Освоившись в мире прога, Спинетта принялся выстраивать уже более самобытный звук и продолжил писать замечательные песни, лучше которых — уже пора, по-моему, сказать — на испанском почти никто никогда не писал. Скрестив популярный в стране фламенко-рок с британскими влияниями вроде Gentle Giant, Спинетта создал музыку, которая при всей своей простоте (звук-то в основном гитарный) с трудом укладывается в общепринятые жанровые шаблоны. На альбоме «Durazno Sangrando» пышность и техничность прога сошлись в идеальный сплав с эмоциональностью сонграйтинга Спинетты и естественными свойствами испанского языка.

Invisible – Durazno Sangrdando (1975)

Download

Ну а «El Jardín de los Presentes» — видимо, лучшая запись, когда либо созданная аргентинскими рок-музыкантами. Здесь Спинетта вроде бы и создал необычный укутывающий звук, а вроде и прошёлся по всем лучшим сторонам собственного же творчества. Здесь есть место и чудесной акустической, простите, балладе («Qué Ves En El Cielo»), и минималистичному софт-року, обрамляющему выразительную поступь вокала («200 Años»), и удивительно красиво аранжированные инструментальные пассажи («Alarma Entre Los Ángeles»), которым позавидовали бы всё те же деятели британского прога. Здесь же и удивительная песня «El Anillo Del Capitán Beto», с которой мы сегодня и начали — ею же справедливо и закончить.

Герой песни — загадочный капитан Бето, аргентинский космонавт, который 15 лет рассекает межзвёздное пространство в полном одиночестве, поливая герань в кабине звездолёта и рефлексируя о покинутом Буэнос-Айресе. От невзгод космического странника Бето спасает особое кольцо (песня и называется «Кольцо капитана Бето»), но от постоянной грусти оно не помогает. Tristesse durera toujours. И вот, поётся в конце песни, когда пройдёт много лет, кто-то найдёт в космосе кольцо капитана Бето, на которое наложена печать его души — вот и всё, что останется.

Это практически символистская поэзия. Самая напрашивающаяся расшифровка этого сюжета — метафора судьбы не то Спинетты-музыканта, не то универсального образа Артиста. Кольцо — некий творческий идеал, звезда Маир, золотое руно для живого аргонавта, для канувшего — результат его устремлений, «печать его души» (последние слова песни).

Invisible – El Jardín de los Presentes (1976)

Download

Поэт оставляет за собой шлейф бесконечных отпечатков своих собственных ощущений, переживаний и опытов. Об этом весь Спинетта — вспомним, что его первый хит был написан под впечатлением от опыта крайне интимного, изначально не подлежащего обнародованию. Но у поэтического и особенно песенного искусства в том и фишка, чтобы личный опыт автора мог найти отклик в каждом потенциальном случае. Луис Альберто Спинетта всегда отвечал за весь Буэнос-Айрес, за всё своё поколение, да и за всех тех, кто через годы и расстояния добрался до плодов его творчества.

Author

  • петя апрель

    о, чуваки, вы вовремя, как раз до аргентины я пока и не добрался
    всё венесуэла да панама

    спасибо!

  • Pingback: Llueve sobre Santiago: звезда и смерть группы Blops | If music be the food of love, play on

  • Fernando

    Луис Альберто Спинетта умер вчера, 62 лет.
    Он было здорово!

  • Pingback: Llueve sobre Santiago: звезда и смерть группы Blops

  • http://nanoevasion@blogspot.com daniel

    el flaco es un enorme, un tipo maravilloso y un músico excepcional. hace tanta falta aquí.
    i’m from mexico city, but i was in buenos aires in december of 2009, when spinetta presented an historical concert, “spinetta and the eternal bands”. that night he played with all the bands of his career. it was one of the best concerts i’ve ever seen.
    i took two of the marvelous albums that you post, and i thank you with this:
    http://www.youtube.com/watch?v=7wLRElMxTfk&feature=related.

    chido la banda

  • FiletteBizzare

    Спасибо вам за теплую и достаточно обширную статью об этом замечательном музыканте!!