Al Green – The Belle Album (Hi, 1977)

Loving You

soul / gospel / funk

Преподобный Эл Грин — один из тех людей, которые настолько приятны, что это может раздражать. Добродушный святоша с голосом, сладким, как патока, нерушимой верой, ежесекундно излучающий любовь ко всему человечеству — за вычетом голоса, такой персонаж всем известен в лице Неда Фландерса из «Симпсонов», а уж его-то не любит никто. Тем не менее, не любить Грина кажется чем-то кощунственным, бесчеловечным: любые зачатки враждебного отношения к себе он выкорчевывает одной нотой, одним словом. Лучшие мормоны на свете из группы Low как-то спели «All you guys out there tryin’ to act like Al Green, you’re all weak», и точнее не скажешь: таким, как он, нельзя притвориться, таким можно только быть.

О главных альбомах Эла Грина, наверное, нет смысла рассказывать — это столь же краеугольные для соула записи, как и What’s Goin’ On, Dock of the Bay и Superfly. The Belle Album, записанный ближе к концу 70-х, когда Грин уже принял сан, зачастую не причисляют к классическим альбомам преподобного, выделяя на нем только песню «Belle» — самую традиционную и похожую на «обычного» Грина (то есть, прекрасную), — но все-таки Belle Album заслуживает отдельной истории.

Если раньше песни Грина посвящались женщинам и Иисусу (с большим перевесом в сторону первых), то теперь, став священником, он решил отказаться от «грешных» тем, всецело сосредоточившись на христианстве. При этом важно понимать, что и раньше «грешное» у Грина было весьма относительным: его песни — не о необузданном желании, а о тихи радостях долговечной любви, не о ревности, а о прощении, не о разрыве, а о мольбе вернуться. Однако при том, что любой песне преподобного одобрительно бы закивала строгая баптистская матрона, они не кажутся ханжескими, высушенными: просто его страсть, его сексуальность (без которой, как не крути, в соуле никуда) работают на другом уровне — для него «Let’s Stay Together» фраза такой же силы, как «Let’s Spend the Night Together» для певцов менее праведных.

Уникальный голос Грина не спутаешь ни с чьим другим: теплый и добрый, как у бабушки, он легко берет высокие ноты и всегда как будто бы стоит на грани плача. У Грина почти нет быстрых и агрессивных песен, он всегда медленно раскачивается, с чувством проговаривает фразы, словно в молитве, постепенно возносясь куда-то за облака. Когда слушаешь Грина, время замедляется, как в голливудских фильмах, когда главный герой встречает любовь всей своей жизни.

Парадокс The Belle Album в том, что хоть песен об Иисусе здесь больше, чем песен о женщинах, это самый динамичный и самый горячий альбом преподобного. Видимо, не в последнюю очередь заряженный миссионерским пламенем, Грин здесь разгоняется до фанка с таким грувом, которого у него не было со времен ранних р’н’б альбомов. Начиная и заканчивая классическими, небесно-медленными песнями (“Belle” и  “Dream”), пространство между ними Грин заполняет то фанковыми джемами с ярко выраженным басом (“Chariots of Fire”, “Georgia Boy” и “I Feel Good” – видимо, христианский ответ на порочную песню Джеймса Брауна), то госпелами, после которых хочется отыскать церковь преподобного в Мемфисе и вступить в нее (“Loving You” и “All’n’All”).

Динамика Belle Album происходит отчасти от того, что Грин на этом альбоме остался без привычного продюсера Уилли Митчелла и взялся работать над музыкой самостоятельно. Если раньше на альбомах Грина звучали изысканные струнные аранжировки, органы, синтезаторы и мягкие электрогитары, создававшие звук, который идеально можно описать только словом smooth, то теперь преподобный решил вернуться к корням, далеко на юг. Для начала он лично взялся за акустическую гитару: почти во всех песнях на The Belle Album Грин играет простые, характерно южные мелодии, за которыми подтягивается остальной оркестр. Аранжировки на этом альбоме также стали куда более простыми и земными: вместо струнных здесь заиграли жизнерадостные трубы,  гитары безвозвратно сместились на фанковую территорию, бас и ударные ускорились в несколько раз.

The Belle Album можно слушать независимо от того, разделяете вы или нет любовь преподобного к Иисусу — добра и света у Грина хватит на всех. Как и любой соул, даже на самом базовом уровне это как минимум прекрасная музыка для теплых дней — недаром лучшая песня на этом альбоме называется “Feels Like Summer”.

Download

Author